26 ноября 2019 | Ольга Журкова

Что такое эмоциональный интеллект, и почему ваш IQ уже не важен

U magazine разбирается, почему, при чем тут уровни IQ и EI, что важнее и как развить в себе этот интеллект, если кажется, что все давно пропало.

Что такое эмоциональный интеллект

Наш социум — это общество людей, бескомпромиссно стремящихся к успеху (чаще выраженному в денежном эквиваленте). И чтобы добиться успеха, нам с детства дается четкая и понятная установка: нужно много учиться, развиваться, становиться умным, образованным, «качать» свой мозг и иметь возможность проявить себя как профессионал чуть ли не в любой сфере деятельности. Но реальность такова, что не всегда умные и образованные добиваются-таки этого вожделенного успеха? 

ЧТО ЭТО?


Примерно до шестидесятых годов прошлого столетия о таком понятии, как эмоциональный интеллект, никто и не задумывался. Да, эмоции признавались как вариант выражения человеческой натуры, изучались и истолковывались, но то было рассмотрение лишь некоторого социального навыка, которое не могло быть сравнимо с «классическим» интеллектуальным. 

В середине шестидесятых появилось множество статей и научных работ, посвященных EI, а ближе к нашему времени вышли две программные для вопроса работы — Джона Майера и Питера Саловея «Эмоциональный интеллект», а также одноименная научно-популярная книга журналиста Дэниела Гоулмана. С тех самых пор идет тенденция к смещению с пьедестала почета IQ (без отказа от его «прокачки, естественно) и все более тщательное и внимательное погружение в мир EI.  

Эмоциональный интеллект — не про сообразительность, умение логически мыслить, ловко считать в уме и отлично запоминать данные. Тогда зачем вообще мы говорим о таком явлении? Дело в том, что без EI все эти чудесные способности могли бы просто не развиться у конкретного ребенка, или развиться — и применяться в половину силы или не применяться вовсе. Так что же такое этот таинственный EI?

Мы говорим про умение работать со своими эмоциями: где надо — контролировать их, где необходимо –– выпускать на волю. Благодаря развитому EI человек умеет понимать, что ему необходимо, слушать себя и тонко чувствовать свои потребности. Сюда же входит умение обращать внимание на эмоциональные состояния других людей, причем не просто, а принимать их и сопереживать им, даже если причины и повод для этих эмоций далек от вашего понимания.

Классическая «лестница» EI выглядит так:

  • я умею осознавать и распознавать свое настроение, понимаю, откуда взялась та или иная эмоция;

  • мотивацией моих действий не является материальное вознаграждение; я делаю свое дело, потому что мне оно нравится;

  • я учусь выстраивать нужные отношения и становиться влиятельным;

  • развивается эмпатия — способность к чуткому сопереживанию эмоциям окружающих;

  • я контролирую свои эмоции, умею вовремя остановиться, трансформировать разрушительное в созидательное.

 

ЗАЧЕМ ЭТО?


Люди, работающие с другими людьми, — учителя, врачи, психологи, менеджеры-управленцы — давно поняли, что успеха в жизни — не наносного, но настоящего гармоничного (умение находить себя, выстраивать счастливые отношения, вести сбалансированный образ жизни) добиваются не «умные», а какие-то другие люди. Какие? Именно те, что справились с наукой об управлении своими эмоциями. Исключительно образованный человек, неспособный признаться в собственных слабостях и ошибках, не гибок, не умеет адаптироваться к быстро меняющимся условиям. Человек, который может справиться с собой во всех смыслах, ценнее для самого себя и для общества, в котором он живет.

КОГДА ЭТО РАЗВИВАТЬ?

В идеальном мире эмоциональному интеллекту детей учат их родители — они проговаривают свои радости и боли, не скрывают от них печали и учат делиться радостями, справляться с гневом, страхом и обидой, не закрывая эти эмоции глубоко в себе, но позволяя им быть и позволяя «работать» с ними. Эмоционально развитый ребенок видит эмоции своих родных и лучше их понимает, значит, в такой семье выстраиваются крепкие и надежные связи привязанности. На такую семью выросший младенец может опереться во взрослом возрасте, а если случилось так, что родных уже нет рядом, воспоминания о той опоре, которую ему дали в детстве, будет укреплять и поддерживать его в течение жизни. 

В реальном же мире чаще всего мы наблюдаем совершенно иную картину. Детям постоянно говорят «не ной», «не бойся», «не плачь» и даже «громко не смейся», «не радуйся так сильно». Маленьким членам большого общества не объясняют природы их ощущений и эмоций, в подростковом возрасте случается ожидаемый и естественный кризис, и тут уж, как говорится, кто как выплывет. Случается, переживая пубертат, человек самостоятельно научается договариваться с собой и своими чувствами, не боится их, начинает их принимать и уважать. Из таких подростков вырастают эмпатичные гибкие люди, способные к эффективной коммуникации, и даже если в мире академических успехов они не блистали, можете быть спокойны: они точно найдут свое место в жизни. 

Увы, но чаще подростковый кризис только усугубляет проблему, и тогда мы получаем взрослого — умного, начитанного, интеллигентного, образованного — и совершенно не знающего ни себя, ни своих эмоций, ни своих нужд. Конечно, такой человек может быть и неплохим исполнителем, и даже управленцем, но эффективность его профессиональной деятельности и качество его жизни нельзя будет сравнить с эмоционально «прокачанным» товарищем.   

КАК БЫТЬ?


Как действовать, если вы обнаружили, что вам не хватает эмпатии, вы не понимаете окружающих, вас часто обвиняют в нетактичности, вы начинаете разговор не к месту, не умеете вести переговоры и находить общий язык с новыми знакомыми? А главное — не знаете, где найти ключик к самому себе? Развить в себе EI никогда не поздно. Прежде всего мы можем порекомендовать книгу Гоулмана «Эмоциональный интеллект»: она написана доступно и просто, и там даются четкие рекомендации, расписаны все важные шаги. 

Отлично работают тесты на определение эмоционального интеллекта и работа с карточками, на которых представлены люди, выражающие те или иные чувства. Существуют и интерактивные программы, которые в онлайн-формате показывают эмоции, которые вам надо угадать. 

Но основой основ остается выработка очень полезной привычки слушать себя — например, каждое утро или каждый вечер анализировать ощущение, с которыми вы проснулись или засыпаете. Многим помогает дневник эмоций: он дает возможность вернуться в прожитый момент и отследить природу собственных ощущений.

Хорошая практика — free writing, или свободное письмо, похожая на дневниковые записи, но без столь четких рамок. Вы просто потоком записываете все то, чем хотели бы поделиться с белым листом бумаги. 

Эмоциональный интеллект — важнейший навык для современного человека, который можно и нужно раскачивать в любом возрасте. «Побочными» действиями ваших тренировок станут более теплые отношения с близкими, более эффективные и доверительные отношения с коллегами и начальством. Вперед! 

 

Наш социум — это общество людей, бескомпромиссно стремящихся к успеху (чаще выраженному в денежном эквиваленте). И чтобы добиться успеха, нам с детства дается четкая и понятная установка: нужно много учиться, развиваться, становиться умным, образованным, «качать» свой мозг и иметь возможность проявить себя как профессионал чуть ли не в любой сфере деятельности. Но реальность такова, что не всегда умные и образованные добиваются-таки этого вожделенного успеха? 

ЧТО ЭТО?

Что такое эмоциональный интеллект, и почему ваш IQ уже не важен фото № 1

Примерно до шестидесятых годов прошлого столетия о таком понятии, как эмоциональный интеллект, никто и не задумывался. Да, эмоции признавались как вариант выражения человеческой натуры, изучались и истолковывались, но то было рассмотрение лишь некоторого социального навыка, которое не могло быть сравнимо с «классическим» интеллектуальным. 

В середине шестидесятых появилось множество статей и научных работ, посвященных EI, а ближе к нашему времени вышли две программные для вопроса работы — Джона Майера и Питера Саловея «Эмоциональный интеллект», а также одноименная научно-популярная книга журналиста Дэниела Гоулмана. С тех самых пор идет тенденция к смещению с пьедестала почета IQ (без отказа от его «прокачки, естественно) и все более тщательное и внимательное погружение в мир EI.  

Эмоциональный интеллект — не про сообразительность, умение логически мыслить, ловко считать в уме и отлично запоминать данные. Тогда зачем вообще мы говорим о таком явлении? Дело в том, что без EI все эти чудесные способности могли бы просто не развиться у конкретного ребенка, или развиться — и применяться в половину силы или не применяться вовсе. Так что же такое этот таинственный EI?

Мы говорим про умение работать со своими эмоциями: где надо — контролировать их, где необходимо –– выпускать на волю. Благодаря развитому EI человек умеет понимать, что ему необходимо, слушать себя и тонко чувствовать свои потребности. Сюда же входит умение обращать внимание на эмоциональные состояния других людей, причем не просто, а принимать их и сопереживать им, даже если причины и повод для этих эмоций далек от вашего понимания.

Классическая «лестница» EI выглядит так:

  • я умею осознавать и распознавать свое настроение, понимаю, откуда взялась та или иная эмоция;

  • мотивацией моих действий не является материальное вознаграждение; я делаю свое дело, потому что мне оно нравится;

  • я учусь выстраивать нужные отношения и становиться влиятельным;

  • развивается эмпатия — способность к чуткому сопереживанию эмоциям окружающих;

  • я контролирую свои эмоции, умею вовремя остановиться, трансформировать разрушительное в созидательное.

 

ЗАЧЕМ ЭТО?

Что такое эмоциональный интеллект, и почему ваш IQ уже не важен фото № 2

Люди, работающие с другими людьми, — учителя, врачи, психологи, менеджеры-управленцы — давно поняли, что успеха в жизни — не наносного, но настоящего гармоничного (умение находить себя, выстраивать счастливые отношения, вести сбалансированный образ жизни) добиваются не «умные», а какие-то другие люди. Какие? Именно те, что справились с наукой об управлении своими эмоциями. Исключительно образованный человек, неспособный признаться в собственных слабостях и ошибках, не гибок, не умеет адаптироваться к быстро меняющимся условиям. Человек, который может справиться с собой во всех смыслах, ценнее для самого себя и для общества, в котором он живет.

КОГДА ЭТО РАЗВИВАТЬ?

В идеальном мире эмоциональному интеллекту детей учат их родители — они проговаривают свои радости и боли, не скрывают от них печали и учат делиться радостями, справляться с гневом, страхом и обидой, не закрывая эти эмоции глубоко в себе, но позволяя им быть и позволяя «работать» с ними. Эмоционально развитый ребенок видит эмоции своих родных и лучше их понимает, значит, в такой семье выстраиваются крепкие и надежные связи привязанности. На такую семью выросший младенец может опереться во взрослом возрасте, а если случилось так, что родных уже нет рядом, воспоминания о той опоре, которую ему дали в детстве, будет укреплять и поддерживать его в течение жизни. 

В реальном же мире чаще всего мы наблюдаем совершенно иную картину. Детям постоянно говорят «не ной», «не бойся», «не плачь» и даже «громко не смейся», «не радуйся так сильно». Маленьким членам большого общества не объясняют природы их ощущений и эмоций, в подростковом возрасте случается ожидаемый и естественный кризис, и тут уж, как говорится, кто как выплывет. Случается, переживая пубертат, человек самостоятельно научается договариваться с собой и своими чувствами, не боится их, начинает их принимать и уважать. Из таких подростков вырастают эмпатичные гибкие люди, способные к эффективной коммуникации, и даже если в мире академических успехов они не блистали, можете быть спокойны: они точно найдут свое место в жизни. 

Увы, но чаще подростковый кризис только усугубляет проблему, и тогда мы получаем взрослого — умного, начитанного, интеллигентного, образованного — и совершенно не знающего ни себя, ни своих эмоций, ни своих нужд. Конечно, такой человек может быть и неплохим исполнителем, и даже управленцем, но эффективность его профессиональной деятельности и качество его жизни нельзя будет сравнить с эмоционально «прокачанным» товарищем.   

КАК БЫТЬ?

Что такое эмоциональный интеллект, и почему ваш IQ уже не важен фото № 3

Как действовать, если вы обнаружили, что вам не хватает эмпатии, вы не понимаете окружающих, вас часто обвиняют в нетактичности, вы начинаете разговор не к месту, не умеете вести переговоры и находить общий язык с новыми знакомыми? А главное — не знаете, где найти ключик к самому себе? Развить в себе EI никогда не поздно. Прежде всего мы можем порекомендовать книгу Гоулмана «Эмоциональный интеллект»: она написана доступно и просто, и там даются четкие рекомендации, расписаны все важные шаги. 

Отлично работают тесты на определение эмоционального интеллекта и работа с карточками, на которых представлены люди, выражающие те или иные чувства. Существуют и интерактивные программы, которые в онлайн-формате показывают эмоции, которые вам надо угадать. 

Но основой основ остается выработка очень полезной привычки слушать себя — например, каждое утро или каждый вечер анализировать ощущение, с которыми вы проснулись или засыпаете. Многим помогает дневник эмоций: он дает возможность вернуться в прожитый момент и отследить природу собственных ощущений.

Хорошая практика — free writing, или свободное письмо, похожая на дневниковые записи, но без столь четких рамок. Вы просто потоком записываете все то, чем хотели бы поделиться с белым листом бумаги. 

Эмоциональный интеллект — важнейший навык для современного человека, который можно и нужно раскачивать в любом возрасте. «Побочными» действиями ваших тренировок станут более теплые отношения с близкими, более эффективные и доверительные отношения с коллегами и начальством. Вперед! 

 

Источник фотографий: Unsplash


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147