15 ноября 2018 | Ольга Журкова

Идем на Восток: почему хиджаб и паранджа — новый тренд

Что носят современные арабские женщины?

Еще недавно словосочетание «арабская мода» вызывало вполне однозначные ассоциации: стильная мусульманка — это яркие узоры, вышивка и богатый декор, тяжелые ткани и обилие ювелирных украшений. Что современные арабские женщины носят под паранджой и хиджабом? Ответ на этот вопрос был ярко продемонстрирован в одном из эпизодов полнометражного фильма «Секс в большом городе», в котором под темными одеяниями скромных исламских женщин оказались спрятаны последние дизайнерские коллекции ведущих люксовых марок. Сейчас ни то ни другое представление не отражает реальной картины вещей.

Идем на Восток: почему хиджаб и паранджа — новый тренд фото фото № 1

Времена «тяжелого люкса», с которым и критики, и трендсеттеры традиционно связывали модное пространство арабских стран, прошли. Вернее, сейчас влиятельные гиганты мира моды вынуждены делить перспективный рынок с куда более демократичными, но не менее влиятельными брендами. Почему же дизайнеры западного мира взяли прицел на Восток?

Интерес к исламской культуре, закрытой и жесткой, вызывающей постоянные споры, восхищение и осуждение, не утихает давно. Сегодня он особенно велик, что объяснимо: мировых границ практически не осталось, глобализация победила, информационное поле едино. И в этом поле многочисленные движения за права и свободы регулярно поднимают вопрос о судьбах мусульманских женщин, живущих под традиционными одеждами. Равнодушных здесь нет, а острота и актуальность темы делают ее эксплуатацию очень прибыльной (особенно учитывая богатство стран Ближнего Востока). Творцы и дельцы fashion-индустрии мимо пройти не могли.

Идем на Восток: почему хиджаб и паранджа — новый тренд фото фото № 2

Первыми взялись за дело Louis Vuitton, открыв в 1983 году в Кувейте свой первый бутик. К середине 80-х все значимые марки на Востоке уже были представлены. Следующая волна интереса к арабской моде поднялась сравнительно недавно. Так, в списке самых модных женщин планеты появилось имя королевы Иордании Рании. Сегодня ее считают одной из самых стильных первых леди во всем мире. Ранию называют "ближневосточной Жаклин Кеннеди", и ее образы, порой чаще европейских коллег, попадают в списки best dressed. На публике Рания появляется в ярких нарядах современных европейских дизайнеров, созданных в соответствии с последними мировыми трендами.

Рания аль-Абдулла фото № 3
Рания аль-Абдулла

Переосмысление восточных fashion-традиций западными дизайнерами также тесно связано с переосмыслением роли мусульманской женщины в современном мире. Благодаря активным и успешным мусульманкам восточная женщина в глазах общественности перестала ассоциироваться с вечной жертвой жесткого патриархата, лишенной радостей модного шопинга (не говоря уже о других радостях). Так на подиумах и обложках большого глянца стали мелькать девушки в хиджабах, среди самых востребованных моделей значатся исповедующие ислам Мария Идрисси, Халима Аден, известная как первая и пока единственная модель в хиджабе, подписавшая контракт со всемирноизвестным агентством IMG Models. А в Instagram появилось и окрепло движение поклонников исламской моды — хиджабиста.

@mariahidrissi фото № 4
@mariahidrissi

Наконец и масс-маркет откликнулся на запрос, начав выпускать доступные коллекции, вдохновленные образами арабских женщин. Коллекции для скромных девушек уже который год презентует гигант медиум-сегмента H&M. Бренд Mango разрабатывает линейку благопристойной одежды к празднику Рамадан, а демократичные Uniqlo представляют хиджабы. К ним присоединяются и дизайнеры Nike, создавшие хиджаб для мусульманских спортсменок.

1 / 10

Новый тренд имеет собственное имя — modest fashion, так называемая благопристойная мода. Суть его, как можно догадаться, в создании стильных, но подчеркнуто сдержанных и скромных образов. Никаких оголенных частей тела, вызывающих декольте, рискованной длины и опасного кроя. Блогеры-хиджабиста, поддерживающие modest fashion, стали первыми посланниками нового движения. Главные имена здесь — Лина Асад, Сауфия Гудсон, Амина Кхан и Хабиба да Сильва.

@feeeeya, @lifelongpercussion фото № 5
@feeeeya, @lifelongpercussion

Modest fashion ярко представлена сегодня в Катаре. Дизайнеры этой арабской страны в своих коллекциях создают невероятно минималистичные образы. Например, популярный бренд WADHA. Дизайнер Вадха Аль Хаджри создаёт вдохновлённые современной архитектурой геометричные силуэты, используя, преимущественно, чёрный и белый цвета.

WADHA фото № 6
WADHA
WADHA фото № 7
WADHA

Аналитики fashion-индустрии предсказывают новому тренду долгую и счастливую жизнь с возможным закреплением в титуле «вечная классика». Причина проста и понятна: количество исповедующих ислам растет с каждым годом. Но не все принимают появление в европейских витринах хиджаба и паранджи. Помимо негодующих политиков и борцов за права и свободы женщин против популяризации мусульманской традиционной одежды выступают и гуру модного мира. Так, соратник Ива Сен-Лорана Пьер Берже был уверен, что, выпуская восточные коллекции, европейские дома способствуют закрепощению и без того несвободных исламских женщин. Этого мнения придерживаются и многие мусульманские активисты. Им кажется, что использование узнаваемого образа восточной девушки — очередная эксплуатация горячей темы, а стильные мусульманки в ярких хиджабах — всего лишь красивый фасад, за которым остаются все неоднозначные моменты исламского мира.

Читайте также: Полный список брендов, отказавшихся от использования меха

Источник фотографий: Архивы пресс-служб, Getty Images, Instagram


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147