8 апреля 2020 | Маргарита Замураева

5 профессий, недавно открывшихся женщинам

Несмотря на то, что независимость и равные гражданские права женщины получили еще в прошлом веке, в обществе до сих пор распространен стереотип о «мужских» и «женских» профессиях, и бороться с ним приходится современным девушкам. Рассказываем, какие карьерные возможности открылись для женщин совсем недавно

Стендап-комик

В США и Европе женщина-стендапер — привычное дело. Но в России еще недавно юмор был прерогативой выпускниц КВН и неактуальных шоу на федеральных каналах. Аудитории было трудно представить, что девушка может в одиночку выйти на сцену и заставить публику смеяться над своими историями и проблемами. Все изменилось с появлением в нашей стране жанра стендап-комедии, который неразрывно связан с личными переживаниями и жизненным опытом комика. Несмотря на то, что в нашем обществе все еще сильны гендерные стереотипы, сегодня все больше смелых и решительных женщин-комиков доказывают, что остроумие и ирония им не чужды. Теперь в юмористических шоу девушки без стеснения говорят о сложных и важных вещах. Среди новых героев стендапа — женщина-комик Елена Новикова, про которую даже вышел сериал на КиноПоиск HD «Я не шучу». Елена Новикова разрушает стереотипы не только о гендере в юморе, но и об эйджизме: в 47 лет она решила сменить профессию актрисы на сцену стендап-клубов и уже через два года стала победительницей шоу «Открытый микрофон» и постоянной участницей Stand Up на ТНТ. Сейчас новой звезде юмора 51 год, возраст для нее такая же тема для шуток, как внешность, отношения и воспитание детей.

О взглядах на гендерные стереотипы и о том, есть ли им место в стендапе, Елена рассказывает: «Сегодня женщина все чаще сталкивается с ярлыками, которые навешивает на нее общество, например: она обязательно должна варить суп на кухне, быть при муже, детях и так далее. Думаю, нужно просто стараться игнорировать внешнее давление и понимать, что это всего лишь отжившие стереотипы, которые не стоит воспринимать всерьез. Я не могу сказать, что поддерживаю все идеи феминизма, потому что это похоже на какую-то игру, придуманную не нами, и мне в ней принимать участие не хочется. Но я в принципе не понимаю разделения на женское и мужское, особенно в юморе. Если ты смешной, то будешь смешным независимо от гендера. Может быть, мне повезло, но стендап не кажется мне сексистской средой. Когда я только пришла, меня очень многие поддерживали. И мужчины, и женщины подходили ко мне после выступлений и говорили, какая я крутая».

Пилоты

Считается, что единственная девушка в форме на борту самолета — стюардесса. Тем не менее в последние годы этот стереотип начинает рушиться: 10 лет назад женщинам разрешили поступать в авиационные училища и становиться пилотами гражданской авиации, до этого девушки, независимо от своих навыков, могли рассчитывать только на управление легкомоторным самолетом. Женщин старались оградить от этого занятия, поскольку на здоровье авиатора влияет множество вредных факторов, в том числе постоянные перепады давления и смены часовых поясов. Но из-за острой нехватки профессиональных кадров авиакомпаниям пришлось отказаться от предрассудков и допустить летчиц к штурвалу. Пока среди пилотов девушек всего 1,5%, поэтому пассажирам все еще непривычно слышать перед взлетом женский голос командира корабля.

Машинистки метро

Несмотря на то, что специальность машинистки была очень популярна среди девушек в Советском Союзе (первые женщины стали работать в метро еще в 1936 году), в 80-е партия ограничила им путь в профессию. Основанием для этого решения стало то, что такая работа опасна и для физического, и для ментального здоровья из-за серьезного стресса и долгого пребывания под землей. Но в 80-е сотрудницам метро разрешили доработать до пенсии, поэтому последняя машинистка электропоезда покинула свой пост только в 2014 году. С тех пор на протяжении 7 лет поездами управляли исключительно мужчины, пока в январе 2021 года женщинам не разрешили вновь работать машинистками метро. 

Водитель грузоперевозки  

Раньше нанимать женщин для перевозки многотонных грузов было запрещено на законодательном уровне. Выход у женщин, желающих работать за рулем, был один: стать индивидуальным предпринимателем и смело отправиться в рейс. Тем не менее многие транспортные компании все равно избегали сотрудничества с женщинами, до последнего искали на рейсы водителей-мужчин. Только в январе 2021 года женщинам официально разрешили быть водителями — теперь работодатели уже не смогут ссылаться на законодательный запрет при приеме на работу. Это и к лучшему: согласно статистике, женщины осторожнее ведут себя за рулем и реже становятся виновницами аварий — на долю женщин приходится всего 19% ДТП.

Капитан

Долгое время известное суеверие моряков о том, что женщина на корабле — к беде, было закреплено даже на законодательном уровне. Бороздить океанские просторы в качестве матросов, шкиперов и боцманов девушкам официально разрешили только в 2021 году. До этого попасть на борт корабля поклонница морских путешествий могла лишь в качестве повара. Что удивительно, поступать в мореходные училища женщинам никогда не запрещали, однако после выпуска их ждали не долгие морские странствия, а невероятно трудный и чаще всего безуспешный поиск работы, лишь немногим удавалось найти себе место на палубе. В настоящее время женщины составляют около 2% от всех действующих моряков в мире. Многие судоходные компании все еще не спешат принимать в экипаж корабля девушек, но с каждым днем становится все больше тех, кто готов поддержать равноправие и трудоустроить представительниц прекрасной части человечества на любые морские должности, даже требующие грубой силы.


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147