7 сентября 2021 | Лада Николаева

5 знаковых режиссерских работ Кирилла Серебренникова, которые изменят ваше отношение к русскому кино

В 51-й день рождения мастера провокационного реализма вспоминаем его лучшие киноработы

Кирилл Серебренников — виртуоз российского кино и бывший художественный руководитель «Гоголь-центра». Его знают и ценят во всем мире за уникальный почерк, особый творческий взгляд и смелость со всех отношениях. Мы уже привыкли к тому, что каждая новая работа режиссера — на сцене или на экране — становится сенсацией. В день рождения Серебренникова U magazine выбрал самые знаковые фильмы в его портфолио, которые любят даже скептики отечественной киноиндустрии. 

«Изображая жертву», 2006

Кирилл Серебренников был известен как театральный режиссер с начала 2000-х (в Центре драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина тогда восхищались его «Пластилином», в МХТ ходили смотреть «Терроризм»), а карьеру в полнометражном кино он по-настоящему начал в 2006-м, с фильма «Изображая жертву». Черная, по-настоящему смешная комедия рассказывает историю одиночества, облаченную в российский быт. В центре сюжета — Валя, который зарабатывает, изображая жертву во время следственных экспериментов. Недавно он потерял отца, и теперь, чтобы почувствовать жизнь, ему необходимо оказаться на грани смерти. Картина получила Гран-при «Кинотавра» и главный приз первого Римского международного фестиваля. В России она стала народным хитом и разошлась на цитаты (чего стоит: «Завтра утром мы поедем к маме. Проведаем ее. Ну и что, что здоровая, как лошадь? Что, здоровых теперь не проведывают, да?»).

«Юрьев день», 2008

В Юрьев день на Руси крепостной крестьянин мог перейти от одного хозяина к другому, перевернув свою судьбу. То же происходит с главной героиней детективной драмы Серебренникова. Перед тем, как уехать на ПМЖ в Германию, Любовь — известная оперная певица — привозит сына проститься с родной глубинкой. Парень пропадает, а жизнь недавней звезды застывает в глухом городе. Она теряет карьеру, голос и становится больничной уборщицей Люсей, внезапно обретя себя настоящую. «Юрьев день» получил награды «Кинотавра» и «Золотого орла» за лучшую женскую роль Ксении Раппопорт, а также был номинирован на премию «Ника». 

«Ученик», 2016

С «Учеником» Серебренников дебютировал на Каннском фестивале в программе «Особый взгляд» в 2016 году, пригласив международную киноэлиту поразмышлять о проблемах современного российского общества. В центре сюжета — обычный трудный подросток, школьник Вениамин, который вдруг ударился в религию. Слово Божие он понял буквально и теперь саботирует уроки биологии, проповедует матери и одноклассникам, поощряет и карает. Чувство значимости, наконец приобретенное Вениамином, постепенно поглощает его личность и доводится режиссером до трагического абсурда. Фильм получил в Каннах приз Франсуа Шале, а также выиграл премию Европейской киноакадемии, «Кинотавр» и «Нику». 

«Лето», 2018

«Лето» — это музыкальный байопик Кирилла Сереберенникова о начале группы «Кино», Викторе Цое и свободе творчества. Он был снят по воспоминаниям вдовы лидера группы «Зоопарк» Майка Науменко. Действие фильма происходит до записи альбома «45» — первого альбома группы «Кино» — и задолго до формирования отечественного шоу-бизнеса и коммерческой сцены. Хотя не все критики согласились с достоверностью рассказа о культовой музыкальной группе, режиссеру бесспорно удалось удивительно передать ощущение лета: беззаботность, легкость, солнечность, благодаря чему картина смотрится на одном дыхании. Фильм был награжден четырьмя премиями «Ника», получил приз Каннского кинофестиваля за лучший саундтрек и премию Европейской киноакадемии в номинации «Лучший художник-постановщик». 

«Петровы в гриппе», 2021

Фильм «Петровы в гриппе» только готовится выйти в российский прокат 9 сентября, но уже успел зарекомендовать себя на Каннском кинофестивале, где был показан в основной конкурсной программе и получил приз за лучшую операторскую работу. Сюжет совпадает с первоисточником — романом Алексея Сальникова — и рассказывает о жизни екатеринбургской семьи, в которой физическая реальность смешалась со сверхъестественными галлюцинациями. Почти ни у кого из Петровых нет имен, особенных черт характера или интересных занятий, зато в температурном бреду их пустое существование оборачивается впечатляющей фантасмагорией.

Источник фотографий: YouTube, кадры из фильмов


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147