В ожидании премьеры экранизации романа Франсуазы Саган «Здравствуй, грусть» (которая, кстати, состоится 19 июня), пересматриваем фильмы женщин-режиссеров. От классики Аньес Варды до свежей драмы Джии Копполы — делимся подборкой female gaze фильмов на любой вкус
Клео от 5 до 7
Аньес Варда, 1962
Кажется, сюжет “Клео” можно было использовать для недавно отгремевшего тренда: идти к тарологу, пока ждешь результатов медицинского теста — стрем или норм? Фильм вобрал в себя все, за что мы любим новую французскую волну: два часа парижской жизни, превращенные в философское размышление о страхе, тщеславии и ценности каждого момента. Не забыла Аньес и коллег по nouvelle-vague цеху: в фильме увидим Жан-люк Годара и Анну Карину.
Американский психопат
Кимберли Пирс, 2000
Героя одноименного романа Брета Истона Эллиса — пионера луксмаксинга и невольного праотца sigma male-культуры Патрика Бейтмана — экранизировала женщина. Именно женский взгляд придал фильму глубину: это не романтизация психопата, а горькое осознание того, как устроен новый век. Мэри Хэррон с холодной иронией препарирует токсичную маскулинность, параллельно ставя нулевым диагноз — «капитализм головного мозга». Знаменитые монологи о визитках стали сатирой на мужской культ продуктивности, где личность измеряется ценой часов, а слабость непростительна.
Русалка
Анна Меликян, 2007
Если циничную Москву смешать с наивной веру в лучшее, то получится «Русалка» Анны Меликян. Сказка для взрослых, где принцессу играет Мария Шалаева, принца — Евгений Цыганов, а финал далек от каноничного «и жили они долго и счастливо». В фильме абсурд уживается с реальностью, а слова, видимо, действительно имеют вес — по крайней мере, осознание этого приходит сразу после просмотра.
Мустанг
Дениз Гамзе Эргювен, 2015
Переносимся в Турцию: еще вчера героини могли играть с соседскими мальчишками, а сегодня вынуждены прятаться от чужих взглядов. Фильм-исповедь о взрослении в условиях патриархальной культуры. Пять сестер, запертых в доме «до свадьбы», бунтуют против норм общества — через побеги к морю и тайные вечеринки. Эргювен рассказывает историю сопротивления, где слезы соленые, как морская вода, а реплики обжигают, словно турецкое солнце.
Шоугерл
Джиа Коппола, 2024
Памела Андерсон признавалась, что избегает смотреть фильмы с собственным участием. Надеемся, “Шоугерл” стал исключением. Драма об отношениях матери и дочери, выборе между самореализацией и семьей, умением отпускать других и любить себя. Племянница Софии Копполы, Джиа, переняла у тети чувственность и усилила ощущение сокровенности — будто читаешь чужой дневник с признаниями в неидеальности, и хотя бы на час прощаешь ее себе. Помимо пронзительной игры Памелы Андерсон, “Шоугерл” очаровывает костюмами от Боба Маки (создателя образов Мерилин Монро, Шер и Уитни Хьюстон) и саундтреком Майли Сайрус – гимном прекрасному несовершенству жизни.
Здравствуй, грусть
Дурга Чу-Босе, 2024
Дебютный фильм Дурги Чу-Босе превращает роман, написанный Саган в 18 лет, в визуальную поэзию. История взросления юной Сесиль (Лили Макинерни) и любовные интриги её отца (Клас Банг) переданы через взгляды и жесты — актёрская игра здесь важнее слов. Нарушит праздник беззаботности никто иная, как Хлоя Севильи в роли Анны — подруги покойной матери Сесиль. Все это увидим на экране 19 июня — Вrat summer кончилось, что насчет Франсуаза Саган summer?