26 июня | Наташа Архипова

Дейнека — это тема. И не одна

О Дейнеке Матисс говорил как о «наиболее одаренном» и «ушедшем вперед в своем художественном развитии», потому что видел в работах художника большее, чем отражение «советской мечты». К открытию выставки «Александр Дейнека. Гимн жизни» в Третьяковской галерее рассказываем о темах в полотнах художника, чтобы, как Матисс, смотреть глубже.

Тема: поиск себя

История Дейнеки — это история провинциального мальчика, который смог. Смог через долгие поиски себя: ранние работы художника колеблются между импрессионизмом и кубизмом. На первом автопортрете узнать художника довольно сложно — долгое время этот портрет считался женским. Несмотря на поиски творческого «я» и импрессионистские метания, в картинах Дейнеки наметилась черта, не покидающая его полотна в дальнейшем — свет и искренность сюжета. Художник любил делиться историей с его выставки: иностранец-посетитель, увидев «Портрет мальчика», стал улыбаться. Спросив у мужчины причину, тот не смог ответить полно, но просто сказал: «Светло».

«Автопортрет в панаме», 1920 и «Портрет мальчика» 1917, Курская  картинная галерея фото № 1
«Автопортрет в панаме», 1920 и «Портрет мальчика» 1917, Курская картинная галерея

Учёба во ВХУТЕМАСе у Фаворского делает его эскизы для театральных постановок и графику авангардными — никакого соцреализма, к которому ошибочно приписывают творчество Дейнеки. Из ранней графики вырастут уже окрепшие работы Дейнеки, а в битве «что важнее — линия или пятно»,начавшейся с «Двух фигур», победит яркое второе.

«Теннис», 1923 и «Две фигуры» (Натурщицы), 1923 — Курская картинная галерея фото № 2
«Теннис», 1923 и «Две фигуры» (Натурщицы), 1923 — Курская картинная галерея

Тема: ностальгия по детству

«Сколько я себя помню, я всегда рисовал; мои детские впечатления и наблюдения я старался передать в рисунках…», — говорил Дейнека. Детство и воспоминания о нем рефреном проходят через работы художника, хотя перед смертью он потребовал сжечь его детские рисунки. Беззаботность детства отражена в светлых, но насыщенных цветах, соленом море и вечных летних каникулах. «Детские» полотна Дейнеки перекликаются с другой его излюбленной темой — бесконечностью человеческих возможностей. Отсюда самолеты-птицы и иллюстрации в детских книгах, где девушки в противогазах похожи на инопланетян.

«Спящий ребенок с васильками», 1932 и «В Крыму», 1956 — Курская картинная галерея фото № 3
«Спящий ребенок с васильками», 1932 и «В Крыму», 1956 — Курская картинная галерея

Совершенно хрестоматийный «Портрет матери и сестры» интересен, если знать историю: платье сестре Дейнека привез из Франции, но в реальной жизни, по воспоминаниям художника, оно сидело гораздо хуже. Пришлось фантазировать на холсте — сестра довольна, а прошлое романтизировано.

«Мать и сестра», 1954 и «Пионер», 1934 — Курская картинная галерея фото № 4
«Мать и сестра», 1954 и «Пионер», 1934 — Курская картинная галерея

Тема: путешествия

Дейнека много путешествовал, а все его картины — личные впечатления от поездок. Картина «Музей Леже в Антибе» — своеобразная открытка-магнитик соотечественникам из путешествий по Европе и демонстрация того, чем живет зарубежное искусство.

«Эстрадный танец. Бурлеск», 1935  и «Две женские фигуры на фоне полуразрушенного здания», 1947 — Курская картинная галерея фото № 5
«Эстрадный танец. Бурлеск», 1935 и «Две женские фигуры на фоне полуразрушенного здания», 1947 — Курская картинная галерея
 

В Америке художник пользовался популярностью и любовью у публики — он проводил выставки и продавал картины. Америка и сама полюбилась Дейнеке за свое стремление вперёд и шаг в одну ногу со временем. Рим и Париж были завсегдатаями зарубежных полотен Дейнеки, хотя европейские столицы ему нравились меньше — много прошлого, мало будущего.

«Итальянский мотив», 1935 «Музей Леже в Антибе», 1962 — Курская картинная галерея фото № 6
«Итальянский мотив», 1935 «Музей Леже в Антибе», 1962 — Курская картинная галерея

Тема: дизайн

Большое, наполненное светом монументальное пространство — так должны выглядеть здания будущего, о которых мечтал Дейнека. Но когда (всегда) места не хватало, приходилось импровизировать. Его знаменитые росписи и мозаики часто не согласовывались с архитектурными планами, и художник работал на ограниченных фризах: углублял пространство за счёт голубого неба, растягивал сюжеты. Увидеть, как он превращал маленькое в грандиозное, можно в Москве на станциях «Маяковская», «Новокузнецкая». Известно, что Дейнека был модником — костюмы шил на заказ, обязательно с кармашком под блокнот для зарисовок. Любовь к моде пригодилась в иллюстрациях для модных журналов и для обложки Vanity Fair 1936-го года.

«Кросс красноармейцев», 1937 и «Голова парашютиста», 1957 — Курская картинная галерея. Vanity Fair 1936 — Conde Nast Store фото № 7
«Кросс красноармейцев», 1937 и «Голова парашютиста», 1957 — Курская картинная галерея. Vanity Fair 1936 — Conde Nast Store

Тема: жизнь

«Дейнека? Знаю такого. Мог бы быть хорошим боксёром, а стал художником», — любил шутить тренер художника по боксу. Из-за любви к спорту, жизнь по Дейнеке — это движение, тело, здоровье, яркость. На картине «Футболист» мяч не идеально круглый — он в движении. А это, в свою очередь, символ будущего, где только «быстрее, выше, сильнее». В ранних «Купальщиках» прослеживается та же философия: безграничные возможности, ода высоте и вечному движению.

«Купальщики», 1928 и «Футболист», 1932 — Курская картинная галерея фото № 8
«Купальщики», 1928 и «Футболист», 1932 — Курская картинная галерея
 Последний автопортрет и «Натурщица», которую Дейнека ласково называл «веласкесочкой» из-за сходства с «Венерой с зеркалом» — гимн света, тела и жизни, который пробился через обвинения в формализме (начавшиеся в 40-х) и звучит до сих пор — в лучах света, светлом небе и пятнах цвета на его картинах.
«Автопортрет», 1948 и «Натурщица», 1936  — Курская картинная галерея фото № 9
«Автопортрет», 1948 и «Натурщица», 1936 — Курская картинная галерея
 

Источник фотографий: Пресс-материалы


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147