В конце мая на Бермудских островах стартовала одна из самых престижных в мире регат — легендарный Кубок «Америки» (America’s Cup). 17 июня победитель отборочного этапа встретится с чемпионами прошлого года — американской командой Oracle.
В этом году состязание проходит в 35-й раз, и впервые в нем примет участие новая Британская команда Land Rover BAR. Она создана под покровительством герцогини Кембриджской, а хронометристом команды выступил знаменитый швейцарский часовой бренд Zenith. Мы срочно отправились на другой конец света и выяснили, что намерения у Land Rover BAR самые серьезные — только победа!
Кубок «Америки» стал проводиться на катамаранах совсем недавно — эти высокотехнологичные яхты с подводными крыльями, получившие обозначение R1, устойчивее обычных и способны развивать скорость до 60 миль в час.
Land Rover BAR
О создании команды Ben Ainslie Racing было объявлено 10 июня 2014 года в присутствии Ее Королевского Высочества герцогини Кембриджской, которая с детства неровно дышит к водным видам спорта, особенно — к регатам.
В команде 13 членов экипажа во главе с Большим Беном, самым удачливым олимпийским яхтсменом всех времен, плюс еще почти три десятка человек — от дизайнеров и инженеров до юристов и пиарщиков. На борту современного катамарана помещается семь спортсменов — когда наблюдаешь за их поведением в море, кажется, что они то затаиваются в нижней части лодки, то начинают носиться по сетке и перекладинам без всякой логики. Но это, конечно же, не так: действия экипажа строго хронометрированы, а следить за временем помогают спортивные часы Zenith, которые есть у каждого члена команды.
В подготовке к регате огромную роль отводят силовым тренировкам — занятия проводят по несколько раз в день — и хорошему питанию. Средний возраст участников британской команды 28 лет. Как правило, карьера яхтсмена продолжается до 35-40 лет.
Шкипер, то есть капитан, и основатель Land Rover BAR сэр Чарльз Бенедикт Эйнсли, которого все давно и вполне официально называют Беном, — яхтсмен во втором поколении, сейчас ему 40 лет. В 19 Бен принял участие в своих первых Олимпийских играх — и сразу получил серебряную награду. Сейчас на его счету четыре олимпийские медали в парусном спорте и, наверное, десятки, если не сотни, самых разных соревнований по всей планете. Он — настоящая звезда в своем мире, и, пожалуй, никто, кроме него, не мог быть удостоен чести создать национальную команду имени себя. Да-да, аббревиатура «BAR» расшифровывается не иначе как Ben Ainslie Raising. Вот это слава!
Очевидно, что при таком раскладе миссия у команды может быть только особой, а именно — восстановить историческую справедливость! Здесь стоит пояснить, о чем идет речь.
Наверное, не все знают, что Кубок «Америки» никогда не доставался британской команде, хотя история регаты началась именно в Великобритании: первая парусная гонка прошла в 1851 году вокруг английского острова Уайт. Ну а свое название Кубок получил в честь единственного участника из США — шхуны «Америка», представлявшей тогда нью-йоркский яхт-клуб и обошедшей на финише все корабли Королевской эскадры на целых 20 минут. Как гласит легенда, когда королева Виктория, наблюдавшая за гонкой, спросила о том, кто идет вторым, ответ был: «Второго просто нет, Ваше Величество». Словом, неудивительно, что девизом новой британской команды (а заодно и популярным в соцсетях хештегом) стала фраза #BringTheCupHome — «Вернем Кубок домой».
Волю к победе ощущаешь сразу же, как только попадаешь на базу Land Rover BAR, что в 45 минутах езды на машине от столицы Бермудских островов Гамильтона. И не важно, что именно происходит у тебя на глазах, — паяют ли инженеры провода в системе управления лодкой или юный стажер усердно покрывает морилкой огромные бутафорские бочки, которые потом украсят мероприятие по привлечению внимания к команде, — все тут подчинено делу и строгому расписанию. Волноваться заставляет лишь непредсказуемая погода — и все эти легенды про местные энергетические аномалии только подливают масла в огонь. Вот мы и сидели двое суток на базе в нервном ожидании, когда прекратятся, наконец, ливни и появится нужный ветер, чтобы хоть раз выйти в море вслед за спортсменами, посмотреть, как они обкатывают свою любимицу-лодку и почувствовать ритм и атмосферу регаты. Слава богу, долго ждать не пришлось! И поскольку в то же самое время в залив вышли и другие измученные ожиданием команды и с удовольствием продемонстрировали все, на что способны их лодки, — например, подсекать друг друга на ходу, — сомнений не осталось: предстоящая регата будет жаркой.
Конечно, парусный спорт, а тем более Кубок «Америки», — это еще и огромный бизнес. И соревнуются в нем не только сами участники — тут идет самая настоящая битва технологий, дизайнов, бюджетов, продвинутых систем управления командой как проектом. Да о чем говорить, если один катамаран (именно этот вид судов участвует в гонке), оснащенный техникой, обходится инвесторам в среднем в 8 миллионов долларов! Партнерами по спортивному бизнесу становятся крупнейшие IT-корпорации, банковские структуры, часовые мануфактуры. Для такой прославленной марки, как Zenith, разработавшей для британской команды новый хронограф, важно было передать в часах уникальную атмосферу гонок под парусом, чтобы привлечь к ним не только профессионалов, но и любителей яхтенного спорта.
— А что для вас значит время? — спрашиваю напоследок сэра Бена Эйнсли.
— Для меня время — это скорость! И оно, знаете, в море мчится намного быстрее, чем на берегу.
Было бы странно, если бы он думал иначе.
Команда Land Rover BAR печется о будущем британского парусного спорта и основала академию, которая ищет подающих надежды молодых яхтсменов и помогает им делать карьеру.
America’s Cup в деталях
Место: розыгрыш 35-го Кубка «Америки» проходит на Бермудских островах, поскольку это место выбрала команда Oracle из США, победитель последних соревнований. Хотя к Бермудским островам из-за рассказов про коварный треугольник многие относятся настороженно, спортсмены на это внимания не обращают. Для них самое главное — удачный баланс между открытыми водами, течениями и сложными бухтами, а также наличие пространства для маневров, поскольку в этой регате лодки всегда идут близко друг к другу.
Кубок: приз разыгрывается в серии матчевых гонок между командой, победившей в прошлом цикле, и претендентом, который определяется на предварительных отборочных соревнованиях под патронажем Louis Vuitton. Сам кубок представляет собой высокий, покрытый серебром кувшин, прототип которого был куплен когда-то за сто гиней у британского ювелира Роберта Гаррарда. Дно у кубка отсутствовало — таким было требование королевы Виктории, не желавшей видеть, как пьют из призового сосуда.
В новых часах Zenith, посвященных британской команде, идеально передана суть современного парусного спорта — союз человеческого мужества и высоких технологий.
Хронограф Zenith: цифры и факты
Модель Chronomaster El Primero Sport Land Rover BAR Team Edition была разработана специально для британской команды ограниченной серией — всего 250 экземпляров, и в каждом бьется легендарный зенитовский часовой механизм El Primero.
Часы выполнены в стиле знаменитых El Primero 1969, остающихся одним из самых точных в мире серийных хронографов, разработанных и изготовленных мануфактурой города Ла-Локль в 1865 году и завоевавших за свою полуторавековую историю 2333 награды в области хронометрии. Информация для тех, кто в теме: под стальным корпусом диаметром 45 мм скрывается автоматический хронограф El Primero 400 B с частотой 36 000 колебаний с интегрированным колонным колесом.
Ремешок часов сделан из каучука с покрытием из углеволокна (из него же выполнены некоторые детали яхты британской команды). Очевидный плюс модели для тех, кто вечно в море, — водонепроницаемость до 200 метров. А для тех, кто, как и все моряки, суеверен, на задней крышке корпуса выгравировано счастливое число сэра Бена Эйнсли — 3.
текст Юрате Гураускайте
фото Francesco Sapienza