До середины 1980-х звезды одевались на «Оскар» сами. Сотрудничество модных домов и «Оскара» не было традицией. Максимум, на что могли рассчитывать Грейс Келли, Элизабет Тейлор и Барбра Стрейзанд, — совет дружественного модельера или помощь знакомого костюмера.
Все изменил Джорджо Армани. Он первым из европейских дизайнеров задумал покорить Голливуд, открыл бутик в Беверли-Хиллз и запустил «пробный шар», сшив «оскаровский» смокинг для Ричарда Гира. В следующем году итальянец одел на церемонию уже столько звезд, что журналисты в шутку назвали вечер «премией Армани».
Вслед за Джорджо на «Оскаре» дебютировал Джанни Версаче. А к середине 1990-х главную кинопремию мира обшивали уже почти все — Gucci, Valentino, Calvin Klein и многие другие.
В наши дни все решают стилисты. Они властвуют в звездных гардеробных с нулевых и зарабатывают теперь не меньше своих подопечных. Именно стилистам дизайнеры шлют пачки эскизов в надежде на то, что их вечернее платье будет предложено Скарлетт Йоханссон, Зои Салдана или Джулианне Мур.
Стилисты же рассматривают такие заманчивые предложения, как: «Ваша актриса наденет наши платья на пять красных дорожек. За это мы заплатим ей $ 200 тысяч». Если звезда соглашается, в плюсе все — сама актриса, модный бренд и стилист, который получает процент от сделки.
Покупка «оскаровского» платья — дурной тон. Только отчаявшаяся звезда оденется на церемонию за свои кровные. «Правильная» актриса на «оскаровском» выходе хорошо заработает. Абсолютный рекорд у Николь Кидман: по слухам, в 1997 году она получила $ 2 миллиона за выход в платье Dior авторства Джона Гальяно, который только что возглавил Модный дом.
Сегодня марки стали экономнее: торг начинается с $ 150 тысяч. А крупные бренды и вовсе заключают долгосрочные контракты: Chanel, например, всегда гарантированы и Кира Найтли, и Кристен Стюарт.
Союз не по расчету, а по любви тоже возможен: звезда получает уникальный наряд, а марка — отличную рекламу. В 2017 году такую схему попытались реализовать Мэрил Стрип и Карл Лагерфельд. Но не сложилось: накануне церемонии грянул кутюрный скандал.
«Мэрил выбрала платье, попросила приподнять линию выреза. Мы приступили к работе. А через несколько дней нам позвонил ее агент и сообщил, что платье больше не нужно, потому что они нашли бренд, готовый заплатить за выход. Chanel шьют знаменитостям платья за $ 100 000, иногда даже дарят их, но не платят. Мэрил Стрип — гениальная актриса, но это дешевое поведение», — негодовал в интервью Лагерфельд.
На церемонии Стрип была в Elie Saab. А ее стилист Микаэла Эрлангер объяснила ситуацию так: «О денежной компенсации речи не было. Это противоречит профессиональной этике мисс Стрип. Просто помимо Chanel мы рассматривали эскизы еще нескольких брендов и в итоге решили пойти в другом направлении с другим дизайнером».
Полгода на поиск «того самого» наряда. Охота на «оскаровские» платья начинается за шесть месяцев до церемонии. Во время июльской Недели высокой моды стилисты присматривают варианты теоретически. А в январе, когда список номинантов и гостей уже понятен, — с прицелом на конкретную звезду.
От 40 до 80 платьев на выбор. Столько вариантов могут перебрать крупноколиберная звезда и ее стилист перед церемонией. Некоторые так придирчивы, что дизайнеры сами отказываются от «оскаровской» гонки — не выдерживают звездных капризов.
Размер имеет значение. Вес звезды играет решающую роль. Как в переносном значении (номинанток, популярных старлеток и признанных див вроде Николь Кидман мечтают нарядить все), так и в прямом смысле: пышнотелой Мелиссе Маккарти в 2012 году отказали сразу шесть дизайнеров. Бодишейминг ни при чем: просто шить на заказ готовы немногие, а все платья, которые выдаются на прокат, в подиумном размере XS.
Счастливая статистика. Журналисты подсчитали, что чаще всего «Оскар» доставался актрисам, пришедшим в платьях Valentino. На втором месте дамы в Giorgio Armani. На третьем — в Versace.
Last minute change. Буквально за пару часов до «Оскара» 2013 Энн Хэтэуэй забраковала кружева Valentino и отправилась на церемонию в шелке Prada. Актрису смутило, что выбранный изначально наряд был похож на туалет Alexander McQueen Аманды Сейфрид.
А своенравная Шэрон Стоун в 1998 году просто взяла и передумала. Про запас у дивы ничего не было, поэтому на красной дорожке она появилась в рубашке мужа и атласной юбке.
Специальный человек-шлейф. На красной дорожке «Оскара» дежурит обученный персонал — люди, которые придерживают и расправляют кутюрные шлейфы.
Судьба платья после «Оскара». Оставить наряд себе не мечтает даже Шарлиз Терон. «Чаще всего платье возвращается в модный дом, где хранится в архиве. Это как у Золушки: вы наряжаетесь на бал, а в полночь все исчезает. На возврат обычно дается 48 часов», — рассказывает стилист Таня Джилл, которая одевает Кейт Уинслет, Джейн Фонду и Хилари Суонк.
Иногда дизайнеры дарят актрисе «оскаровский» туалет — но это все же исключение из правила.
А порой все остаются ни с чем: в толчее кутюрные подолы рвутся в клочья.
Фото: Gettyimages.ru, Splash News