19 августа 2021 | Татьяна Паласова
Творить по-русски: разговор в поезде с Юлдус Бахтиозиной
Художница, которой подвластны любые жанры и чей дебютный фильм «Дочь рыбака» недавно попал прямиком на Берлинале, дала нам интервью во время путешествия из Петербурга в Москву и снялась для U magazine в Филевском парке. Все успевает!
Юлдус Бахтиозина — большой художник и может работать практически в любом виде искусства: от фотографии до видеоинсталляции, от дизайна театральных костюмов до кино. А еще она художник идейный и о сверхзадаче своего творчества говорит твердо: «Я использую русские культурные коды, но даю им новое звучание, смысл. Только так, на мой взгляд, они могут остаться с нами». Так вышло, что в тот самый момент, когда Юлдус Бахтиозина выехала на съемку для U magazine в Москву, я села в поезд и отправилась в обратном направлении — в ее родной Петербург. Наши «Сапсаны» разминулись и мы не встретились лично, но, пока за окном Юлдус проносились Чудово, Угловка и Бологое, она дисциплинированно отвечала на мои вопросы в телеграме. А я, следуя через Тверь, Окуловку и Чудово, принимала сообщения. Со временем появилось ощущение тихой беседы под мерный стук колес. Юлдус, по ее словам, стала известной как «художник, работающий с фотографией». Ее снимки и инсталляции есть в коллекции Музея Фаберже, экспонировались в Великобритании, Бельгии, Германии и Италии, а с 2013 года она сотрудничает с петербургской галереей Anna Nova, которая с 23 по 26 сентября представит работы художницы на международной ярмарке Photofairs 2021 в Шанхае (в этом году смотр пройдет в онлайн-формате). Год назад Юлдус вышла на новый уровень и выпустила полнометражный фильм «Дочь рыбака» — про продавщицу из рыбного ларька, которая верит, что сможет стать принцессой, приняв участие в специальном кастинге. Модные тренды в нем гармонично сочетаются с фольклором, современный киноязык — с цитатами из советских фильмов-сказок вроде любимых с детства «Морозко», «Королевства кривых зеркал» и «Золушки». «Первые мысли о том, что я хочу снимать кино, возникли у меня в 19 лет. Тогда я сняла 10-минутную короткометражку-посвящение любимому мужчине. Каким-то чудесным образом я понимала, что не сейчас, но потом, когда мне будет что сказать, точно сниму настоящий фильм. “Дочь рыбака” — не просто эксперимент. Это осознанный продукт, мое детище. Запланированное, выношенное с трепетом, созданное с любовью. Думаю, только так дети и должны появляться на свет», — пишет мне Юлдус. Прошлым летом ее дебютный фильм был тепло встречен на кинофестивале имени Андрея Тарковского «Зеркало», а в этом году, когда ей исполнилось 35, стал единственной картиной из России в программе «Форум» на Берлинале. Кроме участия в европейском киносмотре, нынешним летом у Юлдус случилось еще одно событие — премьера в Мариинском театре мультижанрового спектакля лауреата «Золотой маски» Максима Петрова на музыку Игоря Стравинского «Байка. Мавра. Поцелуй феи», где она выступила в роли художника по костюмам («Я создавала их с моей любимой целью — переосмыслить некоторые из классических образов»). Она работает с разными техниками, в разных видах искусства, но с одной миссией: «Я хочу выводить народное творчество на новый уровень. Оно может пропасть, стать ненужным. А бороться с ненужностью куда сложнее, чем с эксплуатацией».
— Вы обучались графическому дизайну в лондонском Сент-Мартинс. Думаете, художнику нужно иметь специальное образование? — спрашиваю я — и через пять минут ловлю ответ.
— Я окончила еще и Северо-Западную академию государственной службы и могу сказать, что, на мой взгляд, не важно, какое именно образование художник получил. Художник, артист сегодня, окей, еще не сегодня, но завтра, — это человек, который знает очень много, которому есть что дать этому миру, он — визионер, он — вдохновитель, он — помощь в мире хаоса и черных лебедей, он — источник знаний, правды, силы и света. Юлдус знает, о чем говорит: она сама — визионер. Ну, например, задолго до того как это стало мейнстримом, художница начала говорить о diversity и снимать в своих фотопроектах моделей разной расовой принадлежности и комплекции — ей вообще всегда нравилась инаковость. «Меня саму не принимала ни одна социальная группа, ни одно комьюнити. Вполне естественно, что теперь меня интересуют такие же люди. Как правило, они прошли сложный путь, и это их закалило, а закаленный человек всегда движется, стремится, создает. Сейчас diversity превращается в конъюнктуру, вокруг появилось очень много подложных героев. Чувствуя это, я снова ухожу в себя, обращаюсь к автопортрету». В 2014 году Юлдус Бахтиозина стала первым российским спикером на международной конференции TED и вышла к публике в кокошнике, чтобы рассказать об «отчаянных русских романтиках». В 2017-м (тот год, когда она попала в финал венецианской Arte Laguna Prize) снова поднялась на сцену TED, но теперь в удивительном головном уборе, напоминающем поднятое к небу крыло золотой птицы. Экстравагантный внешний вид — продолжение ее творчества. «Для меня любой выход на улицу, появление в любой среде — игра. Мне нравится быть максимально разной и при этом всегда искренней. То, как я выгляжу, отражает то, что я думаю», — говорит она. Уже на Московском вокзале я с удивлением узнаю, что сама Юлдус редко вдохновляется визуальным искусством. Особенно в моменты, когда его создает. Она, конечно, любит работы Яна Фабра и некоторых молодых художников («Recycle Group крутые и останутся в истории, потому что опережают время и создают культовый продукт»), но куда больше ее интересуют книги современных философов и публицистов (Юваля Ноя Харари, Нассима Николаса Талеба, Алексея Ситникова), путешествия и люди. Сейчас совместно с курортом «Первая линия» Бахтиозина работает над проектом, который посвящен человеку и медицине будущего, снимает ролик для юбилейного кинофестиваля«Зеркало» (выйдет в конце лета) и пишет сценарий нового фильма. Представьте себе, я даже не спросила о сюжете, потому что и без всяких спойлеров понятно: это надо будет увидеть.
Выражаем благодарность директору парка ГАУК г. Москвы ПКиО «Фили» Чукову Азамату Раджабовичу за помощь в организации съемки.
Фото: Nikolay Biryukov
Cтиль: Evgenya Avaisova
Макияж: Савва Савельев
Прическа: Татьяна Нитченко
Сет-дизайнер: Ангелина Ольшанская
Продюсер: Ольга Закатова
Ассистенты фотографа: Виталий Сагалов, Михаил Вонотков / Kometa rent
Ассистенты стилиста: Мария Фомичева, Вера Дятлова
Ассистенты сет-дизайнера: Евгений Григорьев, Владимир Харламов
Ассистенты продюсера: София Расторгуева, Артем Назаров
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess