4 апреля | Мария Ушакова
Стася Толстая и Найк Борзов — о фильме «Тайное влечение», воспитании творческих личностей и роли фантазии в жизни
14 февраля на экраны вышел фильм Стаси Толстой «Тайное влечение» — драма о творческих поисках, взрослении и взаимоотношениях отцов и детей. Поговорить о кино со Стасей и музыкантом Найком Борзовым, сыгравшим одну из главных ролей, мы решили в жилом комплексе «Павелецкая сити» — его дизайнерские лобби в стиле ар-деко отсылают к эпохе Золотого Голливуда
Стася Толстая
Вете, героине «Тайного влечения», 19 лет. Она мечтает стать актрисой и добиться признания от отца, ищет себя, влюбляется, — в общем, испытывает чувства, знакомые всем молодым девушкам. Столь узнаваемый образ во многом сложился потому, что режиссер Стася Толстая придумала свою героиню в тот момент, когда сама только выпустилась из ВГИКа. Сейчас же, по ее словам, различий между ними больше, чем сходства.
«Фильм снимался несколько лет назад, и за это время я, конечно, переросла свою героиню. Я не согласна со многими ее суждениями, готова с ней спорить. Но когда придумывала эту историю, вкладывала в нее много личного и искреннего»Стасе 26. С одной стороны, немногим больше, чем Вете; с другой — за ее плечами уже несколько серьезных проектов. В 2017 году она получила премию «Лучший молодой режиссер» за свой дебютный фильм «Кафе “Полночь”» на фестивале в Боснии и Герцеговине, в 2018-м сыграла главную женскую роль в спектакле «Иванов» в театре им. Вахтангова, в 2020-м выступила сценаристом и актрисой в фильме «P.S. Ути-ути-ути» своего мастера Сергея Соловьева. На ближайшие годы у Стаси не менее масштабные планы: главные роли в фильмах «Монохром» Ольги Городецкой и «Возвращение Робинзона» Григория Константинопольского, а также новый режиссерский проект — фильм по мотивам романа Льва Толстого «Семейное счастие». С этим писателем у Толстой особые отношения — в прошлом году она вышла замуж за своего однокурсника, прапраправнука Льва Николаевича, Ивана Толстого. Правда, к мысли об экранизации произведения русского классика Стасю подтолкнул не он. «За идею снять “Семейное счастие” я благодарна своему свекру, — рассказывает Толстая. — Как-то за ужином я поделилась с ним, что у меня есть два готовых сценария — один про дирижера, другой про рок-музыканта, — но я не могу решить, который из них снимать. На что Владимир Ильич посоветовал мне прочитать “Семейное счастие”. Я прочла его за один вечер, вернулась в слезах и сказала: Господи, это же как раз то, что мне сейчас нужно!» Стася с ее новым дерзким имиджем не особо ассоциируется с XIX веком, но сама она признается, что прониклась и эпохой, и характером главной героини. Кроме того, по словам Толстой, экранизировать классические произведения — лучшее решение в данный момент: «Время, в которое мы живем, настолько неоднозначно, что зацепиться за историю, разворачивающуюся в современной реальности, очень сложно. Тебе заведомо нужно делать какой-то выбор, предлагать свое режиссерское отношение к сегодняшнему дню. А мне кажется для того, чтобы это отношение сформировать, нужно выждать какое-то время, отрефлексировать события». Актеров для нового проекта Стася решила искать не только среди профессионалов, но и среди всех желающих, и объявила открытый кастинг.
«Я не вижу никаких препятствий, чтобы работать с человеком без профильного образования, главное, грамотно его направить»Доверие и понимание — ключевые моменты творческого процесса, но как быть, если не доверяют тебе? «Мне, конечно, приходилось сталкиваться с предубеждениями в свой адрес в виду возраста, но, когда люди понимали, как я работаю, и знакомились с моими предыдущими фильмами, все вставало на свои места, — рассказывает Толстая. — Я всегда говорю: “Чтобы узнать меня, нужно посмотреть мое кино”. Без этого сработаться будет сложно». Еще, чтобы узнать Стасю, можно посмотреть фильмы Бернардо Бертолуччи, Луи Маля, Леоса Каракса, Сергея Соловьева — тех, кто, по ее мнению, умеет создавать в своих картинах магию. «Сюжет обычно не имеет для меня большого значения, мне важно, чтобы фильм “попадал” в меня с точки зрения чувств, — говорит Стася мечтательно, и возникает ощущение, что мысли о кино не покидают ее ни на секунду. «Фантазия — главная составляющая моей жизни, это правда, — смеется она. — Я провожу в фантазиях 80 процентов своей жизни. Бывает, смотрю на человека и сразу начинаю придумывать про него историю. Вот даже сейчас мы с вами разговариваем, а у меня уже две идеи промелькнуло. Надо будет не забыть обсудить с командой».
Найк Борзов
Встреча Найка Борзова и Стаси Толстой случилась в нужное время и в нужный момент. Она искала «папу мечты» для своей героини, а он хотел попробовать себя в крупной роли. Помогла песня Найка: «Верхом на звезде» появилась у Стаси в плейлисте — и пазл сложился. Сыграть отца-рок-н-рольщика, по словам музыканта, он согласился в тот же день, когда получил предложение. «Это не первый мой актерский опыт, потому что я уже играл разных персонажей в своих клипах, — рассказывает Борзов. — Например, в клипе на песню “Паническая атака” у меня целых пять ролей: от бомжа до младенца. Для клипа “Три слова” я придумал такой гротескный, дебиловатый образ модника, и люди долгое время думали, что на самом деле это я и есть. В начале нулевых я играл Курта Кобейна в спектакле Юрия Грымова Nirvana, но хотелось, конечно, сняться в полноценном фильме». Найк говорит, что вжиться в роль ему удалось довольно быстро, поскольку он сам отец творческой личности. Его дочери Виктории 20 лет, она тоже увлекается музыкой и даже несколько раз выступала вместе с отцом. К счастью, проблем с непониманием, как у героев фильма, у них не возникало. «У Виктории врожденное чувство правильного, — рассказывает Найк. — Все, за что она берется, получается очень круто: живопись, музыка, иностранные языки. Моя задача — советовать ей что-то, направлять, но делать это с любовью, а не с чувством собственного превосходства». Взрослеющая дочь — это непросто, но Борзов уверен, что найти общий язык получится, если перестать видеть в ребенке свое отражение.
«Главное в общении с детьми — понимать, что это не твоя копия и не твоя собственность, а самодостаточный человек. Не нужно навязывать ребенку свои проблемы и нереализованные желания — в таких случаях, как правило, дети вырастают несчастными, потому что не живут своей жизнью»Помимо актерского дебюта в полнометражном фильме у Найка в этом году премьера нового альбома «Воздушная акустика». В него вошли песни из предыдущих альбомов, перезаписанные под рояль и акустическую гитару. «Пару лет назад мы с моим другом Женей Соколовским, пианистом-виртуозом, были в ресторане на дне рождении общей знакомой, — рассказывает Борзов о создании альбома. — У меня была с собой гитара, а в ресторане стоял рояль, и в какой-то момент мы начали играть мои песни. Получилось настолько трогательно и красиво, что мы потом дали несколько полноценных акустических концертов. Люди реагировали на них так круто, что мы подумали: нужно сделать альбом». Выходит, Найк в очередной раз опередил тренд: за последние годы акустические альбомы выпустили еще несколько музыкантов. «Я думаю, люди устали от того, что музыка превратилась просто в звук, — размышляет Борзов. — Давление, которое создается саунд-дизайном, выталкивает тебя из песни, а интереснее, наоборот, стать ее частью. Мне кажется, людям хочется, чтобы музыка воздействовала “выше пояса”, на сердечную чакру. Многим сейчас не хватает романтизма, душевности». «Воздушная акустика» станет пятым альбомом Найка за последние четыре года. Для многих артистов и музыкантов это время оказалось таким турбулентным, что сил на творчество не осталось, но только не у Борзова. «Трудные времена рождают сильных людей, — улыбается музыкант. — А если серьезно, сам не знаю, как так вышло. Наверное, дело в том, что мой личный кризис случился раньше, после релиза альбома “Везде и нигде” в 2014-м. Он был связан с моей внутренней неуверенностью, которую к 2019 году мне удалось побороть. Кроме того, в моей жизни произошел ряд других неприятных событий, и, видимо, в какой-то момент отчаяние и депрессия достигли такого уровня, что просто вылились в ряд пластинок. Я дал этим чувствам выход, и сейчас записываю “Воздушную акустику” в очень светлом настроении». Интересуюсь у Найка, не помешают ли его работе над альбомами потенциальные новые съемки в кино?
«Музыка и актерство никак друг другу не противоречат. Это все один большой творческий процесс, который в моем случае никогда не прекращается».
Креативный директор: Юрате Гураускайте
Fashion-директор: Марина Гесс
Арт-директор: Денис Ковалев
Макияж: Алиса Абакумова
Прически: Анна Захожая
Продюсер: Ольга Закатова
Координатор: Мария Фомичева
Видеограф: Наталья Симендеева
Ассистенты фотографа: Павел Веденькин, Александр Гисыч
Ассистент стилиста: Екатерина Вердиян
Ассистент продюсера: Елизавета Кондакова
Благодарим ЖК «Павелецкая Сити» и семейное арт-кафе «Среда 59» за помощь в организации и проведении съемки.
Источник фотографий: Анастасия Бузова
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess