4 июня | Настя Горшкова

Рашид Османов: «Искусство должно возникать там, где его не ждут»

Когда говорят о медиаискусстве, все чаще имеют в виду не просто визуальный эффект, а нечто большее — опыт, который переопределяет восприятие. Для Рашида Османова, СЕО мультимедиа-студии formate и основателя Международного фестиваля медиаискусства НУР, это прежде всего способ работы с пространством: внешним и внутренним, физическим и метафизическим

Рашид Османов фото № 1
Рашид Османов
Как на ваш взгляд медиаискусство меняет восприятие пространства — и внутреннего, и внешнего?

Я считаю, что в мире не так много форм искусства, которые способны радикально повлиять на изменение восприятия пространства. И на мой взгляд, медиаискусство — один из сильнейших инструментов современности, который способен полностью до неузнаваемости изменить это ощущение. Так происходит за счет цвета, света, формы физического объекта и звука.

Почему для вас важно выводить искусство за пределы белых кубов и выставочных залов — в недоступные, неожиданные локации?

Одна из важнейших задач любого искусства — просветительская. Оно должно образовывать, формировать внутреннее представление человека об эстетике, повышать культурный и духовный уровень развития. В работе с медиаискусством особенно значима архитектура пространства, потому что она тоже оказывает непосредственное влияние на восприятие произведений. Руководствуясь архитектурными принципами при составлении программы и определении формата демонстрации произведений медиахудожников, фестиваль НУР тоже мотивирует развитие внутреннего мира зрителей. 

В музеи и галереи люди ходят целенаправленно с уже более-менее сложившимися ожиданиями в отношении того, что увидят. Но лично мне нравится, когда искусство возникает спонтанно — там, где ты его не ждешь, — потому что в таком случае реакция на него получается совсем другой. Благодаря тому, что НУР задействует разные городские пространства, мы «цепляем» разную аудиторию. Это и те, кто не планировал встретиться и искусством, и те, кто условно спланировал, но все равно до конца не понимает формат этой встречи. 

У всех задействованных пространств — а в 2025 году инсталляции показывались одновременно в 16 местах по всей Казани — есть свои уникальные особенности. И для нас крайне важно, чтобы искусство воздействовало на человека вкупе с впечатлениями от локации. На мой взгляд, такая синергия усиливает эффект.

Рашид Османов: «Искусство должно возникать там, где его не ждут» фото № 2

Что дает городу медиаискусство, когда оно «врастает» в его пространство? А что получает зритель?

Конкретно в рамках фестиваля НУР огромное внимание уделяется изучению городской среды через призму искусства. Формируя карту, мы складываем очень необычный маршрут, и даже если наши зрители раньше проходили его вне фестиваля, восприятие мест для них сильно меняется. Все потому что они взаимодействуют с локациями в сочетании с искусством, а не в отрыве от.

Конкретно у города в дни фестиваля начинает появляться свое собственное ДНК. Ты буквально чувствуешь, как большинство жителей объединяется вокруг цели изучить медиаискусство. И так как все инсталляции нашей основной программы обязательно учитывают особенности локаций, где они размещаются, зрители получают чуть больше контекста городской среды, смотрят на нее под новым углом. 

Вас не смущает, что многие зрители воспринимают инсталляции в первую очередь как фон для сторис? Как вы относитесь к такому потреблению искусства?

Абсолютно не смущает, потому что именно через первое соприкосновение — даже в таком формате — мы способны изменить этот подход. Конечно, аудитории, которая ходит на фестиваль НУР ради контента, все еще достаточно много. Но сначала человек просто фотографирует, а пройдет время — и начинает всматриваться глубже. Те, кто в 2021 году делал снимки и записывал видео на фоне инсталляции, возвращались снова и снова и уже в юбилейном году воспринимали медиаискусство с осознанной позиции. 

Впрочем, я не вижу ничего плохого в том, чтобы делиться красотой и выкладывать сторис. Мы живем в век зависимости от социальных сетей, и в конце концов они — тоже одна из форм коммуникации. Через соцсети зритель рассказывает нам и своей аудитории о себе, говорит: «Смотри, я здесь был и вот что увидел».

Рашид Османов: «Искусство должно возникать там, где его не ждут» фото № 3

Чем будет особенным юбилейный сезон? Какие смыслы вам особенно хочется подчеркнуть в этом году?

Пятый фестиваль НУР получился очень масштабным, впечатляющим, цельным и самым, наверное, проработанным с точки зрения организации. На карте впервые появились кластеры, что улучшило проходимость на локациях и помогло сегментировать зрительские потоки. 

Постепенно мы перешли к очень плотной и концептуально хорошо собранной программе. Это не может не радовать, потому весь заложенный образовательный потенциал фестиваля НУР, который мы закладывали изначально, наконец-то начинает себя оправдывать. На мой взгляд, и зрительское восприятие стало совсем другим — гораздо глубже. 

Уточню, что НУР не ограничивается исключительно фестивалем — мы продолжим проводить события в течение года. Юбилейный сезон по нашей задумке будет самым сильным с точки зрения трансляции контекстов и смыслов медиаискусства. Все пять лет мы подготавливали аудиторию, растили ее для восприятия более серьезных вещей, так что теперь можем меньше фокусироваться на развлекательных форматах. 

Можно ли через медиаискусство научиться лучше чувствовать, а не только смотреть?

Определенно да. Как я уже сказал, медиаискусство способно обострить восприятие. И в принципе, подборка инсталляций в программе фестиваля была направлена на то, чтобы в первую очередь воспринимать их через субъективные ощущения. Работы в меньшей степени были иллюстративными и в большей — обращались к эмоциям. 

Кстати, не могу сказать, что многие инсталляции созданы исключительно для просмотра, хотя так может показаться на первый взгляд. На самом деле медиаискусство обладает очень ярко выраженным визуальным языком, через который мы как раз стараемся пробудить эмоции, дать зрителям поле для интерпретаций и рождения инсайтов.

Рашид Османов: «Искусство должно возникать там, где его не ждут» фото № 4

Что для вас — сила красоты? 

Думаю, фраза «Красота спасет мир» и придуманные задолго до нас постулаты появились неспроста. Я верю в это, и точно также верю в то, что красота способна изменить человека. Ее преобразующая сила в том, что красота может в корне поменять восприятие жизни и отношение к ней.

Как вы сами меняетесь от фестиваля к фестивалю? Что он дает вам лично?

Во-первых, мы выросли. Пять лет назад это была просто кучка авантюристов; друзей, которые вообще не понимали, что они делают. Сейчас же это большая команда профессионалов, где каждый абсолютно компетентен и точно знает, чем занимается. Вместе с фестивалем у нас точно так же меняется отношение к городу — мы влюбляемся в него сильнее. 

Профессиональный рост в такой большой задаче был неизбежен. Хотя пять лет кажутся небольшим сроком, для нас это уже полноценный рубеж, который способен изменить очень многое внутри.

Рашид Османов: «Искусство должно возникать там, где его не ждут» фото № 5
Мы меняемся и организационно, выходим на новый уровень коммуникации с региональными властями и коммерческими партнерами. Я считаю, что команда фестиваля несет глобальную миссию, фактически влияя на подходы в маркетинговой индустрии и стратегию развития крупных компаний. Благодаря НУРу они начинают взаимодействовать с известными художниками — прежде не у всех был такой опыт и точно не у всех он оказывался позитивным. Со своей стороны мы стараемся объединить коммерческих партнеров и сообщество деятелей медиаискусства для создания взаимовыгодных проектов.

Может быть, это громко сказано, но я считаю, что мы фактически создаем индустрию российского медиаарта и делаем это максимально профессионально.

Источник фотографий: Пресс-материалы


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147