11 декабря

Ольга Попова: «Рынок нуждается в прозрачности»

Смена поколений пришла и в мир искусства — молодые коллекционеров все чаще начинают собирать собственные коллекции. Но вместе с новой кровью приходят и новые ценности, требующие открытости и честности. В ответ на этот вызов в Москве появился аукционный дом «АукциON». U MAGAZINE поговорил с его создательницей и искусствоведом Ольгой Поповой о состоянии российского арт-рынка, планах на будущее и профессионализме

Ольга Попова фото № 1
Ольга Попова
Что стало основным мотивом создания «АукциON»? Как вы пришли к решению, что формат аукционного дома сейчас особенно актуален для российского арт-рынка?

Рынок современного искусства в России активно развивается уже несколько десятилетий. За это время выросло несколько поколений коллекционеров — одни только начинают формировать собрания, другие пересматривают и переосмысляют свои коллекции. Эти процессы запускают волну частных сделок и усиливают вторичный рынок. Но арт-рынок нуждается в прозрачности, и здесь аукцион становится незаменимым инструментом.

Мы много лет работали со вторичным рынком как дилеры и видели, как растут и спрос, и предложение. Частных сделок становилось все больше, и в какой-то момент стало понятно: пора выводить эти процессы в публичное поле. Так родилась идея собственного аукционного дома, которую мы начали воплощать примерно год назад.

Как вы оцениваете состояние российского арт-рынка сейчас? 

За последние 5–6 лет объем российского арт-рынка вырос в 2–3 раза, несмотря на пандемию и текущую ситуацию. На сцену вышло много молодых художников, что тоже говорит о растущем интересе к современному искусству. Конечно, не все новые работы можно отнести к современному искусству, поэтому мы как эксперты тщательно подходим к отбору.

Если 5–10–15 лет назад вторичный рынок в основном формировался за счет работ шестидесятников и старшего поколения художников, то сегодня там все чаще появляются произведения среднего поколения и даже молодых авторов. Параллельно выросла и плеяда молодых коллекционеров, которые активно поддерживают начинающих художников. Нам кажется, это очень важный аспект в развитии современного арт-рынка.

Также радует рост числа ярмарок. В этом году мы с ARTZIP и pop/off/art приняли участие в шести ярмарках в Москве, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. Покупателями стали известные личности, предприниматели и бизнесмены. Часто коллекционирование начинается с покупки произведений для дома, а дальше приходит понимание ценности искусства и интерес к нему как к инвестиции. Многие сегодня ищут альтернативные способы вложения средств, и искусство вписывается в эту стратегию. Здесь важно полагаться на помощь профессиональных экспертов и арт-консультантов, чтобы не разочароваться, а сделать правильный выбор.

Ольга Попова: «Рынок нуждается в прозрачности» фото № 2

Какие изменения вам хотелось бы инициировать с помощью «АукциON»?

Как мне кажется, рынок современного искусства стремится к прозрачности, и аукцион — это один из инструментов, который помогает этого добиться. Он позволяет новым покупателям видеть аналитику рынка и использовать её при покупках или в начале формирования коллекции.

Еще мне кажется важным развивать формат тематических аукционов. Ближайшие из них мы посвятим молодым художникам со всей России — авторам до 40 лет. В одном аукционе будут представлены уже состоявшиеся звезды и художники из регионов. В большие аукционы мы хотим включать работы художников старшего поколения из Казани, Уфы и других регионов России, а еще художников арефьевского круга (прим. редакции: неформальное объединение независимых ленинградских художников). Нам важно показывать разнообразие искусства и поддерживать авторов разных поколений.

При отборе лотов мы тесно работаем с коллекционерами, дилерами. Обращаем внимание на художников с музейным статусом и тех, у кого проходят сейчас выставки.

Какое расписание вы видите для аукционного дома?

Мы планируем проводить аукционы каждый месяц, делая перерывы в январе и августе. Три из них будут крупными — весной, в сентябре и в начале декабря. Эти аукционы станут главными событиями года, где встретятся работы всех трех поколений художников: от признанных мастеров до звёзд среднего и молодого поколения. Здесь же будут представлены топовые имена и музейные произведения.

Остальные аукционы будут тематическими. Например, пара из них будет посвящена конкретно молодым художникам. В мае мы планируем провести аукцион работ на бумаге — там соберем графику, фотографию и эксклюзивные тиражные работы. Нам важно поддерживать молодых авторов и открывать их имена для широкой аудитории. Кроме аукционов, мы планируем выставочные проекты. Их будем проводить на нашей площадке вместе с арт-пространством ARTZIP. Это возможность привлечь внимание к художникам и дать место для взаимодействия с искусством в более открытой форме

Также мы хотим добавлять в лоты редкие каталоги и книги о художниках, с которыми мы работаем. Сейчас наблюдается бум на издания 10–30-летней давности — они становятся коллекционной ценностью, поскольку на первичном рынке их уже не найти. Мы сами книголюбы, поэтому хотим поддерживать эту тенденцию и советовать коллекционерам собирать не только произведения, но и каталоги по художникам.

Ольга Попова: «Рынок нуждается в прозрачности» фото № 3

Почему для вас важно поддерживать художников из регионов?

Галерея давно работает с региональными художниками, и для нас это принципиально важно. Это позволяет людям за пределами крупных городов видеть качественное искусство — в музеях, галереях, на выставочных площадках. Поэтому мы не только привозим выставки, но и активно занимаемся просветительской работой. Мы читаем лекции на различные темы — от истории искусства до инвестиций в арт-рынок, обсуждаем маркеры качества искусства, аукционы, ярмарки и топовые события индустрии.

Особенно важна образовательная поддержка для художников. Мы хотим, чтобы они понимали, как работать с галереями, как устроен арт-рынок и как заявлять о себе не только в России, но и за рубежом. Возможно, все двигается не так быстро, как нам бы того хотелось. Но хорошии для нас примером стал Нижний Новгород. Шесть лет назад мы начали активно работать в этом регионе, и за это время там появилось несколько галерей, сформировалось сообщество коллекционеров, а государство стало поддерживать большие проекты. Появились молодые художники, которые остаются жить и работать в городе после учебы в художественных институтах. Для нас это особенно ценно — когда молодежь возвращается домой и остается развивать культуру в родном месте.
Ольга Попова: «Рынок нуждается в прозрачности» фото № 4

Как вы начинали свой путь в искусствоведении и кураторстве? Какие моменты вашей карьеры стали для вас поворотными?

Я получила искусствоведческое образование в Сибирском федеральном университете в Красноярске. Мой первый опыт работы был в небольшом музее в Сосновоборске, где я начала в должности директора. Через полтора года я вернулась в Красноярск и восемь лет проработала в Музее Площадь Мира. Это последний филиал Музея Ленина, который в 1991 году преобразовался в музейно-выставочный центр и стал первым музеем современного искусства в регионе. На сегодняшний день он обладает огромной коллекцией и проводит Биеннале современного искусства, а также был первым музеем, организовавшим музейные ночи — этот факт, кстати, мало кто знает, но это так.

Я очень благодарна Михаилу Шубскому, который давал возможность молодым сотрудникам реализовывать нестандартные креативные проекты. В музее практически у каждого была возможность пройти стажировку за рубежом, и у меня были длительные стажировки в США, Великобритании, Польше и Германии. Это значительно расширило мои связи с международными институциями и дало бесценный опыт в сфере современного искусства. Музейные ночи были как раз подсмотрены в Европе, а затем воплощены у нас с большим размахом.

Последние несколько лет в музее я руководила Центром фотографии и занималась кураторской работой. Мы сделали десятки крупных проектов в сотрудничестве с другими музеями. Но переломным моментом в моей карьере стал переезд в Москву в конце 2009 года. До этого я работала менеджером по грантовым программам фонда Михаила Прохорова в Красноярске. В Москве я сразу начала работать директором галереи, а на сегодняшний день выступаю как партнер. Пять лет назад мы открыли онлайн-платформу по продаже современного искусства, а в прошлом году запустили образовательный проект и очень популярные арт-путешествия.

Что касается моей роли, то в первую очередь я вижу себя как управленца и менеджера, а искусствоведческим направлением занимается мой муж, Сергей Попов.

Ольга Попова: «Рынок нуждается в прозрачности» фото № 5

Ваша работа в ARTZIP и pop/off/art дала вам уникальный опыт. Как вы сочетаете роли куратора, искусствоведа и предпринимателя?

Для меня роли предпринимателя, куратора и искусствоведа — это как разные части одной целой картины. Я, наверное, больше всего себя вижу как предпринимателя и управленца, а также как идеолога, который вдохновляет и направляет процесс. Но, конечно, искусствоведческое образование и опыт кураторства — это те основы, которые помогают мне принимать правильные решения и организовывать все на профессиональном уровне.

Однако я понимаю, как важно работать в команде. Умение делегировать задачи и доверять людям — это, пожалуй, одна из самых важных вещей в нашей работе. Поэтому я всегда подхожу к выбору сотрудников очень тщательно — нам важен не только профессионализм, но и внутреннее ощущение, что человек разделяет наши ценности и увлечен искусством. В галерее pop/off/art и на аукционе у нас уже есть небольшая, но очень сплоченная команда, и в будущем мы обязательно будем ее развивать, приглашая людей, которые действительно живут искусством и готовы вкладываться в процессы.
Ольга Попова фото № 6
Ольга Попова

Как опыт работы в ARTZIP и pop/off/art повлиял на ваше видение создания аукционного дома? Какие уроки оказались самыми ценными?

Как я уже говорила, мы много лет работаем с вторичным рынком, и наш круг художников охватывает все три поколения. Взаимодействие с покупателями и продавцами дало нам колоссальный опыт и четкое понимание того, что востребовано на рынке и какие есть предложения. Мы всегда придерживаемся одного основного принципа — поддерживаем только качественное искусство.

В России, да и в мире, художников в сфере современного искусства не так много, и большая насмотренность и внимание к деталям позволяют нам безошибочно выбирать авторов для российского рынка. С художниками старшего и среднего поколения все более-менее ясно, а вот с молодыми художниками, которые сейчас активно появляются, все гораздо сложнее. Здесь важен опыт и глубокое знание — либо это профессионализм, либо интуиция, которая помогает распознать тех, кто будет востребован в будущем. Это, безусловно, рискованный актив, но для нас самое важное — это маркеры качества, которые мы учитываем на всех этапах работы.

Как «АукциON» делает процесс вторичных продаж более прозрачным и легальным? В чем вы видите основные проблемы этого сегмента рынка? Какие новые потребности появились у молодых коллекционеров?

Мы придерживаемся принципа полной прозрачности на аукционе: показываем цены, а также те лоты, которые не были проданы. Эта информация обрабатывается и поступает в крупные агрегаторы, что дает молодым коллекционерам возможность отслеживать динамику аукционных продаж. Они могут видеть, какие работы продавались в разные годы, по какой цене и, если работа перепродавалась несколько раз, — где и за сколько она была продана. Такой инструмент особенно важен, если художник уже умер, и нет других крупных дилеров, работающих с его наследием, например, галерей.

Основная проблема на рынке — это то, что конкуренты часто скрывают цены или публикуют неполную информацию о продажах. Это делает рынок непрозрачным и, как следствие, менее привлекательным для новых коллекционеров.

Какие изменения вы хотели бы видеть в отношении художников к их правам на отчисления с перепродаж? Как «АукциON» помогает внедрить эту практику в России?

Во всем мире существует практика отчислений художникам при перепродаже их работ на вторичном рынке. В России этим занимается и следит УПРАВИС. Мы уже заключили с ними договор и будем делать отчисления через них. Надеемся, что все будет работать четко. Возможно, появятся какие-то другие схемы отчисления художникам, мы еще над этим думаем.

Ольга Попова: «Рынок нуждается в прозрачности» фото № 7

Если бы вы могли дать совет начинающим искусствоведам или кураторам, что бы вы посоветовали?

Мой главный совет — общаться с профессионалами и учиться у старшего поколения. Их опыт — настоящий кладезь информации. В то же время важно внедрять новые технологии, которые молодежь обычно осваивает быстрее и эффективнее. Обязательно налаживайте контакт с художниками, особенно со средним и старшим поколением, — через эти разговоры приходит понимание контекста искусства вчера и сегодня.

Начинающим коллекционерам я рекомендую найти надежного консультанта. Это может быть искусствовед или опытный куратор. Мы сами сопровождаем многих коллекционеров годами, помогая им выбирать работы и выстраивать коллекции. Для новичков это особенно важно, чтобы избежать разочарований. Жить с искусством — это прекрасно. Наверное, скажу банальные вещи, но именно искусство расширяет горизонты, понимание мира и делает вас хранителем вечности.

Источник фотографий: Пресс-материалы


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147