Игорь Андреев: «Хочется быть всеобъемлющим существом»
Дизайнер и художник Игорь Андреев рассказал, как из личных мифов, экспериментов с ИИ и страха устареть рождается его творческая вселенная
Игорь, вы — целый творческий конгломерат: художник, дизайнер, музыкант, креативный директор. Какая из этих ролей сегодня для вас главная? И что скрепляет все эти идентичности в одно целое?
Дело в том, что я не могу сидеть на месте и мне хочется постоянно пробовать что-то новое. Мне всегда интересно понять то, чего я не понимаю. Например, я не умел петь — значит, нужно было найти способ научиться. Так в экспериментах с нейросетью и родился альбом, который мы выпустили на всех музыкальных площадках. Мне просто нравится баловаться. И, конечно, это отчасти борьба с собственной неуверенностью.
Когда у меня появляется новое увлечение, я пытаюсь в него максимально погрузиться, но потом все равно возвращаюсь к старому. Роль креативного директора — это то, что у меня уже не отнять: я работал и в SNC, и в Numéro, и вот вернулся в The Blueprint. Я понимаю, что мода — это часть меня. И мне хочется быть всеобъемлющим существом, которое работает со всем, что видит.
Вы много используете ИИ в работе. Ощущаете ли вы тревогу, что алгоритм может заменить художника? Или для вас это просто инструмент?
Для меня искусственный интеллект сейчас — это нечто невероятное. Потому что я могу в одиночку, наедине с собой, сделать такой масштабный продакшн, который в рамках физических съемок мне не реализовать. Это процесс, который меня очень будоражит. У меня нет ни капли тревоги на этот счет. Я, наоборот, дико рад, ведь алгоритм не может заменить человека. Он может лишь направить и развить креативную мысль. Как бы банально это ни звучало, но когда пришло кино, театр никуда не делся. То же самое с искусственным интеллектом.
Сейчас я планирую выпускать мужскую линейку Vereja и хочу снимать ее полностью в ИИ — от обтравок до видео, фото и всех материалов для прессы.
Вы сказали, что выпустили музыкальный альбом. Расскажите, почему именно музыка?
Мне кажется, что людям звук воспринимать легче, чем что-то визуальное. Например, когда делаешь показ, важен и сет-дизайн, и одежда, и пространство. А музыка — это всегда финальный аккорд, который все собирает. Я уверен, что с ее помощью можно глубже погрузить человека в свой мир. У меня должен был быть концерт в августе на Московской неделе моды, в «Зарядье». Но я сломал ключицу и не смог этого сделать. Идея отложилась, но я все еще надеюсь ее реализовать.
Мне еще очень страшно устареть, сойти с рельсов. И я пока хочу участвовать в гонке, а не нести только ценности и опыт. Хотя я уже иногда замечаю, что цитирую сам себя.
Вы виртуозно переводите культурный код на язык Vereja, избегая прямых цитат. Как, на ваш взгляд, молодым российским дизайнерам интегрировать национальные традиции в ДНК бренда, чтобы это было аутентично, находило отклик и продавалось?
Сложный вопрос, потому что у меня все идет изнутри. Я действительно всем этим интересуюсь. Например, я всегда выхожу из музея декоративно-прикладного искусства или этнографического музея в Питере с какой-нибудь книжкой. Если где-то есть выставка по реемеслу — я туда, скорее всего, схожу.
Что касается заработка — это не та профессия, которая сразу приносит хороший доход. Мой бренд до сих пор остается полу-творческим проектом, у нас нет большой команды. Это скорее мое портфолио и поле для экспериментов, где я могу пробовать разные техники. Наверное, я бы советовал просто быть собой, экспериментировать и искать свой путь. Мы, например, только через два года поняли, какие позиции работают лучше, и выработали собственного персонажа. Чтобы продукт потребляли, нужно сначала сделать что-то суперкреативное, отбитое, чтобы привлечь внимание, а потом упростить до носибельной вещи.
Сейчас в России настоящий ренессанс обращения к сказке. Как вы думаете, с чем связан этот коллективный запрос? И лично для вас сказка — это ностальгия, язык метафор или что-то иное?
Мы живем во время, когда не всегда можешь говорить о действительности, и легче уйти в выдуманный мир. Но лично для меня это история про мир, в котором комфортно и который постоянно развивается в своей сказочности. Сказка была первой отправной точкой Vereja, которую мы придумывали с Машей Комаровой. Сейчас бренд все больше перерастает в фэнтези. Например, все мои вязаные персонажи теперь будут постепенно оживать и превращаться в супергероев. Я сделал ИИ-историю по мотивам «Призраков в доспехах»: облачил себя в доспехи и вместе с персонажем Тайгерог провел лабораторные эксперименты, в результате которых он обрел новую форму.
Поэтому тренд, возможно, очевиден. Лично мне просто нравится в нем существовать — по крайней мере, в рамках моего бренда.
Недавно вы провели открытый кастинг вместе с агентством Avant. Поделитесь, как он прошел и удалось ли обнаружить новые лица бренда?
Да, это было очень крутое мероприятие, куда пришло больше 300 человек, может быть даже 350, потому что студия была полностью заполнена, был орал. Я еще жду результаты кастинга, но там точно были классные ребята, новые лица. Все прошло идеально. Мне всегда важен внутренний огонь в человеке. Если раньше у меня были сомнения по поводу подбора героев, то сейчас, как только я человека вижу, сразу понимаю — вот оно. Поэтому ответ короткий: вижу, нравится, беру.
Игорь, ваша вселенная построена на очень личных вещах — воспоминаниях, семейных историях. Существует ли внутренняя черта, которую вы не перейдете, превращая интимное в публичное? Что навсегда останется только вашим?
Вообще, у меня есть ощущение, что я как открытая книга. Но да, конечно, границы есть. Я, например, веду дневники с 15 лет. И то, что я туда пишу — в основном боли и переживания — пока не готов обнародовать. Возможно, когда-нибудь это станет книгой, но сейчас это скорее сбор сюжетов, проживание роли.
А что-то суперличное… Если я об этом скажу, оно перестанет быть таким. Но прямо сейчас в голову не приходит, что я стал бы скрывать. Я, наоборот, придерживаюсь идеи говорить о своих желаниях. Как еще Вселенная о них узнает? Так что, наверное, у меня практически нет стоп-слов.
Наоборот, я хочу своим примером показать: даже если ты из маленькой деревни, если в детстве тебя не окружала мода, но тянуло к искусству — все в твоих руках. Не надо стыдиться своего прошлого, это ведь всего лишь прошлое.
Бывают ли дни, когда вам надоедает быть «собой» — тем Игорем, которого вы создавали и прорабатывали столько лет в индустрии? Что вы делаете в такие моменты?
Раньше было много таких дней, особенно после Numéro. Я тогда радикально менял прически, люто экспериментировал со стилем, носил кричащие вещи. Сейчас тоже бывают сомнения и вопросы из разряда «зачем вообще все это надо». Но таких моментов становится все меньше, а уверенности — больше. Благодаря опыту. У меня даже началась эра естественности: вытащил все серьги из носа и ушей, отрастил свои волосы. Стал больше заниматься своим состоянием — психическим и физическим. И это самый кайф.
Вот вчера: дома куча дел, но я взял скетчбук, включил сериал и просто рисовал, что в голову придет. Потом почитал перед сном. Сон, кстати, всегда в тему. Либо помогает смена локации: куда-то уехать или просто выйти. Например, сейчас поеду за новыми нитками.