28 мая

Алена Ахмадуллина: «Работа с “Хохломой” — это не прошлое, а диалог с будущим»

В эпоху, когда мода становится не просто эстетикой, а способом говорить о важном, бренд “Хохлома” возвращает нас к истокам — и делает это с узнаваемым утонченным почерком дизайнера, который работает с русским культурным кодом уже более 20 лет. Через ручной труд, визуальные коды и глубокое уважение к истории промысла Алена Ахмадуллина переосмысляет народное искусство и предлагает новые формы хохломской красоты — актуальные, минималистичные, но как и прежде наполненные культурной памятью. В интервью Алена рассказывает о вдохновении эпохой Георгия Матвеева, об идентичности как моде будущего и о том, почему настоящая красота — это то, что поддерживает нас каждый день

Алена Ахмадуллина фото № 1
Алена Ахмадуллина
Что, по-вашему, общего у кутюра и народного искусства? В чем они перекликаются на глубинном уровне?

Общее — это уникальность, связанная с использованием ручного труда. Именно это ценится больше всего, формирует подлинную ценность и стоимость. Многие кутюрные ателье обращаются к традиционным техникам для создания своих моделей: вышивке, плетению, росписи.

«Хохлома х Алена Ахмадуллина» фото № 2
«Хохлома х Алена Ахмадуллина»

Более трех веков — великая история. Что из этого наследия оказалось вам особенно близким? Что хотелось «воскрешать», а что — переосмысливать?

Перед нами стояла достаточно сложная задача: разработать целостный концепт предметно-бытовой среды на основе визуального стиля хохломы и создать вещи, которыми захочется пользоваться каждый день, окружать себя ими в повседневной жизни. При работе с национальным кодом самое главное — не уйти в «сувенирку», а создать современный дизайн. Хохлома как промысел в своем развитии проходила множество этапов, и они довольно сильно отличаются друг от друга. В основном все знакомы с «советским наследием», а у нас стояла задача углубиться в корни промысла, почувствовать и раскрыть его потенциал. Мы изучали разные периоды хохломы, и в итоге получился синтез этих периодов и современных трендов. Больше всего нас вдохновляла хохлома времен Георгия Матвеева — художника и первого директора школы художественной обработки дерева. Это образцы XIX века с более сложными сказочными сюжетами и отсылками к стилю модерн, которые мы изучали на родине промысла — в городе Семенове Нижегородской области. Именно на них я в первую очередь опиралась при разработке общей концепции дизайна для нового бренда.

В эпоху глобализации важно ли возвращаться к национальным кодам? Или это способ не столько оглядываться назад, сколько говорить на своем языке с миром?

Сейчас в России в целом актуален общемировой тренд на поиск национальной идентичности: молодежь активно интересуется культурой и историей страны, русский код становится трендом, промыслы — модными. Работа с русским кодом — это ДНК моего творчества. Поэтому, когда меня пригласили создать коллекцию для бренда «Хохлома», я открыла для себя ещё одну возможность говорить с миром на языке нашего культурного кода — уже не только через предметы одежды, но и мебель, декор и даже ювелирные украшения.

«Хохлома х Алена Ахмадуллина» фото № 3
«Хохлома х Алена Ахмадуллина»

Что для вас сегодня значит красота — как эстетическая категория и как жизненная ценность?

Красота — это имя Бога, а настоящий художник ищет Бога во всем и везде.

Вы говорите о моде как о языке. Что вы хотите этим языком сказать женщинам сейчас, в 2025 году?

Сейчас все говорят о том, что вещи должны рассказывать историю. Но самая главная история — это та, что уже произошла и происходит сейчас с нами, которая определила нашу суть, сформировала нас, даже если мы не осознаем до конца глубину этого влияния. Поэтому то, что я делаю в моде, связано так или иначе с образом нашей страны в прошлом, настоящем и, самое главное, в будущем.

Считаете ли вы, что у красоты есть сила изменять человека, его повседневность, мышление?

Я думаю, что это одна из ее основных функций. Именно к этому я стремлюсь в своей работе: создавать целый мир, в котором хочется находиться каждый день, который поддерживает и вдохновляет.

«Хохлома х Алена Ахмадуллина» фото № 4
«Хохлома х Алена Ахмадуллина»

Какие культурные или художественные образы вдохновляют вас сегодня — вне моды?

Мне очень интересны исторические женские образы — например, Софья Палеолог, которая «привезла» в Россию двухглавого орла, пригласила итальянских художников и зодчих, построивших главные соборы Кремля и великолепную Грановитую палату. Меня очень вдохновляет архитектура «русского возрождения» — например, великолепный Дмитриевский собор во Владимире, белокаменную резьбу которого я изучала в деталях для коллекции Alena Akhmadullina Весна–Лето 2025. А также народное художественное творчество — его красота, тонкость ручной работы и, конечно же, хохлома как один из самых ярких и известных промыслов нашей страны.

Есть ли у вас места силы — в России или за ее пределами? Где вы наполняетесь?

Самое главное место силы — это мой дом, моя семья. Конечно, в России много наполняющих мест: Троице-Сергиева Лавра, уникальные природные локации — Алтай, Крайний Север. Важно найти свое.

Источник фотографий: Пресс-материалы


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147