25 декабря

Нaтaлья Григорьевa-Литвинскaя: «Москва — это город-палимпсест, где один смысл вырастает из другого»

В середине декaбря «Гaлерея Люмьер» и девелоперскaя компaния MR предстaвят моногрaфию «Нaум Грaновский. 1920–1980», посвященную великому фотогрaфу и тaк любимой им Москве. Об искусстве фотогрaфии кaк способе сохрaнить визуaльную историю городa и воспитaть бережное отношение к прошлому нaкaнуне выходa книги нaм рaсскaзaлa основaтель и курaтор «Гaлереи Люмьер» Нaтaлья Григорьевa-Литвинскaя

Наталья Григорьева-Литвинская — основатель и куратор «Галереи Люмьер» фото № 1
Наталья Григорьева-Литвинская — основатель и куратор «Галереи Люмьер»
Для меня Москва — в первую очередь родной город, здесь родились я, мои дети, моя мама и ее родители. Но я не могу рассматривать его в рамках лишь своей эпохи. Москва — это город-палимпсест, где один смысл вырастает из другого, где каждый дом, каждая улица, каждый проспект становятся свидетелями не сразу видимых, но каких-то очень важных и очень личных историй.

Особенно четко это понимаешь, когда держишь в руках снимки классиков фотоискусства ХХ века: экспериментальные кадры двадцатых, выверенные по композиции и свету лирические панорамы послевоенных лет. Мне близка эта многослойность. Именно поэтому мы с огромной ответственностью подошли к приобретению архива Наума Грановского — человека, который не только фиксировал облик города, но и сам был для Москвы опорной точкой памяти. К 115-летию со дня рождения этого великого фотографа мы переиздали посвященную ему монографию при поддержке девелопера MR, который развивает свою издательскую программу «MR Библиотека».

Книга "1920-1980" Наума Грановского фото № 2
Книга "1920-1980" Наума Грановского
Каждая фотография Грановского — маленькое путешествие в эпоху. Вот Москва еще купеческая, с афишами, телегами, вывесками; вот масштабная социалистическая стройка; вот суровая зима 1941 года; вот великолепие сталинских высоток; вот послевоенная оттепель с детскими площадками, фонтанами и домами с балконами, на которых уже цветет герань. Он и наблюдатель, и участник больших перемен.

Особое место занимают истории районов — узнаваемых, но не шаблонных. Есть работы, которые возвращают к забытым ритмам улиц, запаху тополей, уличному свету. Видеть через объектив Грановского, как менялась Москва, — значит еще раз понять: облик города всегда был тесно связан с его жителями.

Хроника Москвы в книге Наума Грановского фото № 3
Хроника Москвы в книге Наума Грановского
Один из таких районов — символов эпохи для меня, как и для многих москвичей, несомненно, ВДНХ. В этом районе зашифрован генетический код столицы: прогулки по проспекту МИRA, акведук, модернистские и сталинские павильоны, скверы, в которых сосуществуют мемориальные ансамбли, рынки, амбиции, утопии.

Он не статичный. Здесь пространство дышит историей и воспоминаниями сразу нескольких поколений, от романтиков советского авангарда до современных архитекторов. Для меня этот район — подлинная лаборатория городской идентичности. Архитектурные переходы, культурное наполнение, смешение классики и модерна — все это формирует его атмосферу, сложную, но такую естественную.

Дух этого исторического места сегодня во многом создает и новая городская застройка. При этом я наблюдаю одну важную тенденцию: современные девелоперы все чаще воспринимают город не как фон для новых построек, а как пространство, требующее уважения и такта. Молодые архитекторы ищут диалог с историей места, не пытаясь ее переписать.

Премиальный дом МИRA от MR на ВДНХ фото № 4
Премиальный дом МИRA от MR на ВДНХ
Когда новые жилые ансамбли интегрируются в исторические районы — взять, например, тот же Алексеевский район рядом с ВДНХ, — видишь, насколько хрупок баланс между сохранением идентичности места и созданием нового. Квартал МИRA от девелопера MR, известного своими меценатскими устремлениями и поддержкой культурных инициатив, с которым меня связывает профессиональная дружба, задуман именно как продолжение уже сложившегося городского ансамбля, где главная ценность — не высота или масштаб, а соразмерность человеку и уважение к историческому фронту застройки. Этот жилой комплекс проектировался словно с оглядкой на архивы Грановского — с любовью и вниманием к каждой линии фасадов, рельефу набережной Яузы, монументу «Рабочий и колхозница». Это пространство — одновременно место для жизни и для созерцания, где у каждого есть шанс стать хроникером своей личной истории.

Воспитание вкуса, исследование собственной памяти и формирование ответственного отношения к городу — задачи, которые не решаются декларациями. Мне кажется, важнее всего — делиться реальными историями, вовлекать людей в диалог о прошлом и будущем, рассказывать о судьбе районов, где проходит их жизнь. И здесь снова фотография становится универсальным языком: она не только документирует, но и воспитывает, деликатно подсказывая, что история города — это не архив, а часть ежедневной рутины.

Работа с архивом Грановского еще не завершена и вряд ли когда-либо будет полностью закончена — культурное наследие требует постоянного внимания. Именно такая работа, как подготовка к юбилею фотографа и переиздание его монографии, важна: она позволяет не только сохранить слои памяти, но и вдохновить на новый, внимательный к деталям взгляд.

Сегодня архитекторы и девелоперы продолжают московскую историю — с уважением, бережно, с любовью к прошедшему и верой в будущее. Мне хочется думать, что каждый сохраненный объект, каждый умело возведенный новый дом — это еще одна страница московской книги, которую мы все вместе продолжаем писать, находя в точках соприкосновения прошлого и настоящего свою историю.

Источник фотографий: Пресс-материалы


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147