25 декабря
Нaтaлья Григорьевa-Литвинскaя: «Москва — это город-палимпсест, где один смысл вырастает из другого»
В середине декaбря «Гaлерея Люмьер» и девелоперскaя компaния MR предстaвят моногрaфию «Нaум Грaновский. 1920–1980», посвященную великому фотогрaфу и тaк любимой им Москве. Об искусстве фотогрaфии кaк способе сохрaнить визуaльную историю городa и воспитaть бережное отношение к прошлому нaкaнуне выходa книги нaм рaсскaзaлa основaтель и курaтор «Гaлереи Люмьер» Нaтaлья Григорьевa-Литвинскaя
Особенно четко это понимаешь, когда держишь в руках снимки классиков фотоискусства ХХ века: экспериментальные кадры двадцатых, выверенные по композиции и свету лирические панорамы послевоенных лет. Мне близка эта многослойность. Именно поэтому мы с огромной ответственностью подошли к приобретению архива Наума Грановского — человека, который не только фиксировал облик города, но и сам был для Москвы опорной точкой памяти. К 115-летию со дня рождения этого великого фотографа мы переиздали посвященную ему монографию при поддержке девелопера MR, который развивает свою издательскую программу «MR Библиотека».
Особое место занимают истории районов — узнаваемых, но не шаблонных. Есть работы, которые возвращают к забытым ритмам улиц, запаху тополей, уличному свету. Видеть через объектив Грановского, как менялась Москва, — значит еще раз понять: облик города всегда был тесно связан с его жителями.
Он не статичный. Здесь пространство дышит историей и воспоминаниями сразу нескольких поколений, от романтиков советского авангарда до современных архитекторов. Для меня этот район — подлинная лаборатория городской идентичности. Архитектурные переходы, культурное наполнение, смешение классики и модерна — все это формирует его атмосферу, сложную, но такую естественную.
Дух этого исторического места сегодня во многом создает и новая городская застройка. При этом я наблюдаю одну важную тенденцию: современные девелоперы все чаще воспринимают город не как фон для новых построек, а как пространство, требующее уважения и такта. Молодые архитекторы ищут диалог с историей места, не пытаясь ее переписать.
Воспитание вкуса, исследование собственной памяти и формирование ответственного отношения к городу — задачи, которые не решаются декларациями. Мне кажется, важнее всего — делиться реальными историями, вовлекать людей в диалог о прошлом и будущем, рассказывать о судьбе районов, где проходит их жизнь. И здесь снова фотография становится универсальным языком: она не только документирует, но и воспитывает, деликатно подсказывая, что история города — это не архив, а часть ежедневной рутины.
Работа с архивом Грановского еще не завершена и вряд ли когда-либо будет полностью закончена — культурное наследие требует постоянного внимания. Именно такая работа, как подготовка к юбилею фотографа и переиздание его монографии, важна: она позволяет не только сохранить слои памяти, но и вдохновить на новый, внимательный к деталям взгляд.
Сегодня архитекторы и девелоперы продолжают московскую историю — с уважением, бережно, с любовью к прошедшему и верой в будущее. Мне хочется думать, что каждый сохраненный объект, каждый умело возведенный новый дом — это еще одна страница московской книги, которую мы все вместе продолжаем писать, находя в точках соприкосновения прошлого и настоящего свою историю.
Источник фотографий: Пресс-материалы
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess