11 декабря 2019 | U Magazine
Что посмотреть на юбилейной выставке ММОМА
Выставка, приуроченная к двадцатилетию первого в России государственного музея современного искусства, пройдет в исторически первом здании музея на Петровке, 25.
Проект объединит 20 профессионалов из разных областей науки и культуры: от режиссеров и музыкантов до врачей, ученых и рестораторов. Под руководством кураторской группы ММОМА они предложат свой особый взгляд на обширное музейное собрание отечественного искусства в разрезе своей профессиональной деятельности. Приглашенными кураторами юбилейного проекта стали Михаил Алшибая (медицина), Алена Долецкая (медиа), Андрей Малахов (телевидение), Владимир Мухин (гастрономия), Ольга Трейвас (архитектура), Диана Вишнева (танец), Алиса Хазанова (кино), Федор Конюхов (мореплавание), Илья Лагутенко (музыка), Андрей Артемов (мода), Олег Воскобойников (история), Фредерик Маль (парфюмерное искусство), Кирилл Серебренников (театр), Кети Чухров (философия), Федор Смолов (спорт) и голосовой помощник Marusia (информационные технологии). В выставке также примут участие куратор Центра им. Ж. Помпиду Бернар Блистен, современный британский художник Мартин Крид, президент Российской академии художеств Зураб Церетели, ответственные за направление «искусство».
В проекте «1999» будет представлена обширная коллекция музея, хронологические рамки которой простираются от конца XIX века до сегодняшнего дня. Собрание MMOMA охватывает длительный и насыщенный период в истории искусства и включает в себя работы, выполненные в самых разных жанрах и техниках.
Отправной точкой для разработки концепции проекта стал именно образ вечеринки, а сквозным мотивом — реальные факты или же фантазии об ушедшей эпохе. Своего рода мотто для выставки стала культовая музыкальная композиция, созданная Принсом Роджерсом Нельсоном, более известным как Принс, в которой артист декламирует: «So tonight I'm gonna party like it’s nineteen ninety-nine» («Сегодня я буду веселиться так, как будто сейчас тысяча девятьсот девяносто девятый»). Написанная в 1982 году, на заре президентства Рональда Рейгана, она отражала напряженный политический климат холодной войны, угрозы которой становились все более ощутимыми, а перспектива Третьей мировой — реальной и навязчивой. С другой стороны, песня сохраняла тот радостный импульс, ту особую бравурную витальность, которую мы по привычке приписываем времени ее создания, знаменитому своими яркими, порой китчевыми образами, многие из которых со временем приобрели иконический характер.
Год основания музея совпадает с символической датой, о которой поет Принс, и эта тождественность сообщает целый спектр переживаний и размышлений о том, каким был мир 20 лет назад, стоя на пороге нового тысячелетия. Перед наступлением 2000-х внушительная часть населения земли пребывала в волнующем предвкушении того, что одна лишь смена числа на календарной странице навсегда преобразует мир — или, наоборот, приведет его к апокалипсису. Собственно, представления об атмосфере 1999 года — особенно из сегодняшнего дня, когда одержимость массовой культурой того или иного отрезка прошлого, кажется, стала уже притчей во языцех, — формируют для нас основное поле исследования. Если для кого-то эта турбулентная эпоха в истории страны или мира ассоциируется с кризисом и нестабильностью, то для других она является символом пьянящей свободы и неограниченных возможностей.
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess