22 сентября 2021 | Вероника Губина

Откуда берутся тренды и какие события повлияли на то, что мы носим сейчас

Вместе с Beinopen — ярким сообществом талантливых профессионалов индустрии моды, миссия которых — создание устойчивой экосистемы модного бизнеса, — анализируем ряд ключевых явлений визуальной культуры, определяющих дух времени и вектор развития современной моды

Безопасность и изолированность 

Доспехи, кольчуги, шлемы 

Пандемия коронавируса на фоне таких факторов, как социальная напряженность, обостренная политическая обстановка и назревающий экологический кризис, поставила на первое место острую потребность обезопасить себя перед лицом новых потрясений, закрыться от мира и ежедневно делать выбор — оставаться дома или выходить на улицу, как на битву, в модных доспехах. 20 лет назад мир тоже столкнулся с глобальным потрясением — 9/11, и мода незамедлительно ответила в милитари-ключе, представив одну из знаковых коллекций Raf Simons: арафатки, камуфляж и карго, которые сегодня вернулись на подиум вместе с модой на стиль 2000-х. Незадолго до перехода в новое тысячелетие страх перед врагом уже пропитал все американское инфопространство, что отразилось в появлении бронежилетов в коллекции Helmut Lang. Сегодня те же настроения звучат уже в средневековом духе. Но если рыцарские латы Balenciaga, кольчуги Omut и шлемы Maison Margiela — аналогичные бронежилетам метафоры, то реальные атрибуты времени как реакция на невидимую угрозу — маски и балаклавы, заменяющие нам опущенные забрала, длина макси, скрывающая тело, и элементы милитари, напоминающие об исторической функции одежды как защиты. 

Balenciaga фото № 1
Balenciaga
into|into фото № 2
into|into
the Ockam фото № 3
the Ockam

Fashion & art 

Прикладное искусство 

Союз моды и арта крепнет: в коллекции Alexander McQueen появляются иллюстрации Уильяма Блейка, Dries van Noten цитирует Рубенса, а Dior Men расписана Джорджем Кондо. И все чаще в контексте коллабораций с международными модными брендами звучат имена молодых российских художников. Аполлинария Брошь разработала аксессуары для Acne Studios, Ира Бырка стала автором принтов в коллекции Jacquemus, а у Майи Голышкиной после сотрудничества с Marc Jacobs вышел проект с Bimba Y Lola. Их работы отмечены трогательной наивной эстетикой, маркирующей союз новых и состоявшихся звезд моды и искусства. Так, именно в ней выдержан коллаб молодого веганского бренда Мирославы Думы Pangaia с легендарным Такаси Мураками. Стремительный рост мирового арт-рынка происходит за счет высокого спроса именно на такое прикладное искусство — одежду, обувь и аксессуары, а с начала пандемии еще и на предметы интерьера и декора, созданные с использованием художественных методов. Потребители — миллениалы: такое искусство коллекционируют 77% из них. 

Acne Studios фото № 4
Acne Studios
Jacquemus фото № 5
Jacquemus
Bimba y Lola фото № 6
Bimba y Lola

Осознанность и активность

Спорт и отдых на природе 

Бенефициаром пандемии остается одежда для спорта и активного отдыха на природе и стилизованные под нее коллекции, которые характеризуют эргономичный крой, технологичные материалы и тематический декор в виде карабинов, крючков и канатов. На повестке дня — треккинговые ботинки, вместительные рюкзаки и спортивные очки. По данным BoF-McKinsey State of Fashion 2021 Survey, повышенная забота потребителей о своем здоровье сохранится и после пандемии. Популярность набирают горные лыжи, хайкинг, сплавы на байдарках, скалолазание и веломарафоны, wellness-практики, медитации и ретриты. В рейтинге Lyst Index империя Nike уже обогнала Gucci, Off- White и Balenciaga. Происходит трансформация сottagecore — из инфантильной пасторальной картинки на тему сельской идиллии в осознанность как образ жизни: любовь к себе и своему телу, заботу о здоровье и благополучии — своем и окружающей среды, единение с природой. Bottega Veneta уходят на social media detox, отказываясь от присутствия в социальных сетях, Chloé строят ленту Instagram из изображений мира живой природы, Jacquemus популяризируют кемпинг, а Gucci — конные походы. Но самая востребованная тема — горнолыжная экипировка, она представлена у Chanel, Dior, Miu Miu, Louis Vuitton и Thom Browne. 

Balmain фото № 7
Balmain

Культурные коды

Традиция, этника, архаика 

Закрытые границы открыли новые возможности: в условиях глобализации и тотального слияния модный дизайн на протяжении последних лет постепенно унифицировался, отвергнув национальные культурные коды, но человеку сегодня все больше хочется сопричастности и принадлежности к небольшому комьюнити. Невозможность перемещаться по миру открыла нам его в сообществе локальных дизайнеров: J.Kim, Vereja, fy:r, Ornamentы — и развивающих ту же эстетику международных брендов: Miu Miu, Paco Rabanne, Ulla Johnson. Идеальное воплощение — традиционные национальные принты и декор в современном прочтении плюс актуальные силуэты. Развитие брендов в этнической эстетике — это не только интерес к локальным культурным кодам и отечественной истории, но и поддержка специалистов на местах, коллаборации с народными художественными промыслами, а значит и развитие внутреннего туризма. Повлияли и карантинные хобби — вязание, вышивка, макраме. Что это, если не доступный кутюр? Так, универмаг John Lewis отчитался о росте продаж швейных машин на 127% в апреле 2020 года. А по прогнозам, к 2025 году объем мирового рынка ремесел достигнет 48 миллиардов долларов. 

Miu Miu фото № 8
Miu Miu
Ulla Johnson фото № 9
Ulla Johnson

Праздник жизни

Шик, блеск, красота

«Месть за пандемию» — потребительский тренд, продолжающий историю с «индексом губной помады». Чем серьезнее кризис, тем сильнее потребность в бегстве в выдуманный мир без тревог и забот, свободный от реалий. Поэтому в противовес тенденции на спортивное, комфортное, домашнее мода культивирует ультимативно яркие цвета, роскошные праздничные фактуры, пышные кукольные силуэты с трогательными бантами, оборками, пайетками. Встречая каждый день как день рождения, покупатели «мстят» за то время, когда были лишены радостей жизни. Атмосфера праздника — ответ на тяготы и лишения, так же как и ревущие джазовые 1920-е в перьях и блестках после Первой мировой, Диоровский new look в послевоенный 1947-й или безудержный консьюмеризм 2000-х после череды финансовых кризисов 90-х. По данным платформы Lyst, за 2021 год поисковые запросы на платья выросли на 176%, а на обувь на высоком каблуке — на рекордные 197%. «Туфли Золушки» Mach&Mach — вне конкуренции, но гедонизм, эскапизм и инфантилизм — также девиз новых коллекций Prada, Dior, Valentino, LOEWE, Christian Lacroix, Ashish.

Ashish фото № 10
Ashish

Christian Lacroix X Desigual фото № 11
Christian Lacroix X Desigual

Над материалом работали:

Катя Работа, главный редактор журнала Beinopen, консультант по коммуникационным стратегиям;

Саша Манакина, шеф-редактор журнала Beinopen, автор tg-канала I hate fashion



Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147