24 сентября 2019 | Настя Щербакова

Феминизм, ВХУТЕМАС и еще 3 причины сходить на выставку «Ткани Москвы»

В Музее Москвы открылась выставка «Ткани Москвы». Она точно понравится всем, кто интересуется советской модой, стилем ар-деко, текстилем и (что немного неожиданно) феминизмом. Зачем на нее идти и как правильно ее смотреть?

На первый взгляд странная тема 

Вообще Москва у нас не ассоциируется с текстильным производством и тканями, первым в голову обычно приходит Иваново. Но на самом деле с середины XIX и до конца XX века в Москве работали десятки фабрик, производивших самое массовое из декоративных искусств –– текстиль. Эта индустрия существовала на протяжении всего предыдущего века, переживала свои пики и спады, а еще она всегда была зеркалом быта и взглядов людей, ведь ткани мы используем в повседневной жизни постоянно. 

Феминизм, ВХУТЕМАС и еще 3 причины сходить на выставку «Ткани Москвы» фото № 1

Выставка разделена на пять разделов, которая поможем вам составить свое представление об истории московского текстиля –– от дореволюционной промышленности до абстрактных и странных тканей 80-х. 

ВХУТЕМАС

Это не проклятие и не оскорбление, это один из примеров прекрасных советских аббревиатур. Высшие художественно-технические мастерские открылись в 1920 году в Москве. Это было одно из первых учебных заведений в стране, где появился текстильный факультет, до этого на московские фабрики сотнями привозили французские «абонементы» — альбомы с вклеенными раппортами (образцами принтов на ткани). Во ВХУТЕМАСЕ преподавали такие советские художницы, как Людмила Маяковская, Варвара Степанова и Любовь Попова. Они обучали студенток (девушек было подавляющее большинство) работать с аэрографом, чтобы создавать на тканях сложные и интересные принты, преподавали им основы художественной композиции и учили работать с цветом. 

1 / 3

На выставке можно увидеть рабочие места, конспекты студентов, оригинальные образцы тканей и их современные репринты. Вас точно удивит то, насколько современными выглядят принты и паттерны, разработанные советскими художницами практически сто лет назад. 

Женщины в центре внимания 

Среди работников текстильной индустрии, конечно, были мужчины. Они тоже трудились за станками, настраивали их и работали с тканями, но все же женщин на производстве было всегда в разы больше. Познакомиться с частью из них можно с помощью 12 персональных микроэкспозиций, расположенных по бокам выставочного зала. Работы Марии Ануфриевой, Натальи Киселевой, Натальи Кирсановой, Анны Андреевой, Натальи Жовтис, Елены Шумяцкой, Натальи Зыслиной, Татьяны Тихомировой, Ларисы Рубцовой и других художниц формировали эстетику московского текстиля на протяжении всего XX века. 

1 / 2

К сожалению, многие из раппортов, разработанных художницами, проходили строгий отбор и изменялись практически до неузнаваемости из-за технических несовершенств производства и сложности дизайна. Но это не мешает нам оценить то, как много эти талантливые женщины вкладывали в дизайн своих тканей. 

Феминизм, ВХУТЕМАС и еще 3 причины сходить на выставку «Ткани Москвы» фото № 2

Конвейер 

В центре зала расположена 20-метровая витрина в форме конвейера, которая расскажет вам о развитии текстильного дизайна вплоть до 1980-х годов: здесь экспонируются эскизы, подлинные ткани, журналы, документы и фотографии, а также архивная кинохроника. Идти лучше по центру, рассматривая экспонаты справа и слева. 

Феминизм, ВХУТЕМАС и еще 3 причины сходить на выставку «Ткани Москвы» фото № 3

Феминизм, ВХУТЕМАС и еще 3 причины сходить на выставку «Ткани Москвы» фото № 4

Начинается все с 20-х годов, первых производств и первых попыток разрабатывать свой дизайн, затем помпезный и идеологически правильный текстиль периода сталинского правления, ткани, вдохновленные народными мотивами, а заканчивается конвейер оп-артом и абстракцией 80-х. 

Агиттекстиль 

Одни из самых ярких и интересных стендов выставки посвящены агиттекстилю. Это ткани, разработанные в 1920-х, которые часто называют первым примером массовой политической агитации с помощью текстиля. На тканях изображали пионеров, гребцов, процесс электрификации, серпы и молоты, железнодорожные пути, дирижабли и заводские станки. 

1 / 2

Однако нет прямых доказательств того, что эти принты создавались по заказу партии, в начале века молодые комсомолки и комсомольцы действительно верили в счастливое и светлое коммунистическое будущее и с радостью носили на себе его атрибуты. Эти орнаменты стали символом целого периода истории СССР. Примеров агитттекстиля в мире немного, так что еще выставок, на которых вы тоже сможете его рассмотреть, вы вряд ли найдете. 

Источник фотографий: Архив пресс-службы, Unsplash


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147