24 апреля

Александра Иванова: «Дела у нашего кинематографа не так плохи»

С 19 по 26 апреля в Москве пройдет 46-й ММКФ, гостям которого, как всегда, будет представлена большая российская программа. В преддверии фестиваля киновед Александра Иванова проводит ревизию всего снятого за последний год отечественными режиссерами и делает вывод: дела у нашего кинематографа не так плохи

Статистика — вещь серьезная, и с ней не поспоришь. Так вот, по данным этой самой статистики, в 2022 году в отечественный прокат вышло 237 российских фильмов. 2023-й слегка подкачал, в кинопрокате было 192 картины российского производства. Но все равно цифра вполне солидная, внушающая в первую очередь мысль, что дела у нашего кинематографа не так плохи. И все же, ручаюсь, основная масса этих фильмов большинству зрителей не известна. Полное отсутствие рекламы и мизерный прокат (один-два кинотеатра, неудобные сеансы, да и показы не во всех городах) делают свое дело — многим кажется, что российское кинопроизводство ограничивается навязшим в зубах «Чебурашкой», «Холопами» (сначала первым, потом вторым), космическим «Вызовом» и «Мастером и Маргаритой», который несколько разбавил ситуацию в начале этого года и прочно занял место лидера прокатного рейтинга. Но мне бы хотелось рассказать о негромких релизах, тех, что стоят за спиной у «Чебурашки», но внимания, на мой взгляд, заслуживают.

«Мастер и Маргарита» фото № 1
«Мастер и Маргарита»
Начну с фильма, с которым у меня случилась любовь с первого взгляда. «Клипмейкеры» Григория Константинопольского — гомерически смешное и щемяще-пронзительно-грустное кино. Этот кинорассказ о «пионерах» производства музыкальных видеоклипов в нашей стране — свидетельство не только очевидца, но и непосредственного участника процесса. В режиссерском портфолио Константинопольского более 300 клипов отечественных поп- и рок- исполнителей. Собрав превосходную актерскую команду (Александр Горчилин, Александр Кузнецов, Мария Шалаева, Федор Бондарчук, Роза Хайруллина, Николай Фоменко, Владимир Епифанцев), режиссер представил яркую кино-фантазию из жизни творческой богемы 90-х.
«Клипмейкеры» фото № 2
«Клипмейкеры»
Те, кто в курсе дела, могут с удовольствием разгадывать фильм, как кроссворд, узнавая прототипов экранных персонажей. А незаставшие те времена по молодости лет убедятся, что не единым «Словом пацана» живы 90-е (хотя без бандитской темы в «Клипмейкерах» тоже не обошлось, естественно). Отдельный респект Риналю Мухаметову, легко перевоплотившемуся в Богдана Титомира, и Никите Преснякову, сыгравшему своего папу Владимира 30-летней давности.
«Клипмейкеры» фото № 3
«Клипмейкеры»
Порадовал неожиданный дебют. Понятно, когда в режиссуру приходят актеры, сценаристы или операторы. Но вот с олимпийского льда за кинокамеру — случай уникальный. Известный фигурист, призер и чемпион Олимпийских игр Максим Шабалин, завершив спортивную карьеру, пошел путем небанальным: устремился к кинематографическим высотам. Возможно, этому способствовал брак с актрисой Ириной Гриневой, как знать. Она, кстати, и сыграла главную роль в его дебютном полном метре «Времена года». Прежде чем взяться за кинодело, Максим получил профессиональное образование на Высших курсах сценаристов и режиссеров, так что и сценарий к своей картине написал сам. История, раскрывающая тайны балетного закулисья, получилась увлекательной, тонкой, психологически выверенной. А Ирина Гринева в главной роли прима-балерины знаменитого театра показала высочайшее мастерство. В прокат картина пока не выходила, но уже демонстрируется на кинофестивалях и без призов не остается.
«Времена года» фото № 4
«Времена года»
Павел Мирзоев обратился к нестареющей прозе Александра Володина и снял фильм «Блондинка» по одноименной пьесе. Несколько осовременив сюжет (действие происходит не в 80-е годы как в оригинале, а в наши дни), режиссер сохранил главное — невероятно нежную и человеческую володинскую интонацию. Прелестная, воздушная героиня Ира с легкостью перекочевала из сравнительно недалекого прошлого в наше настоящее. И чувствует себя здесь вполне комфортно, ибо такой женский тип встречается во все времена, иногда раздражая своим свободо- и жизнелюбием как сестер по полу, так и мужскую часть населения, а иногда вызывая у них же вполне справедливое восхищение. «Самое важное — душевная свобода», — говорит Ире пожилая актриса, чьи мемуары она редактирует. Пройдя свой собственный путь и набив неизбежные шишки, героиня в итоге признает правоту этих слов. По актерской части здесь тоже полный порядок. В главной роли очаровательная Дарья Жовнер, а в образе ее любимого мужчины — брутальный Евгений Цыганов.
«Блондинка» фото № 5
«Блондинка»
Какие киносюрпризы преподнесет нам 2024-й, еще увидим. Из ближайших любопытных релизов можно отметить «Один день в Стамбуле» (новая встреча с «Квартетом И»), «Онегин» (Пушкин в интерпретации Сарика Андреасяна), «Самая большая луна» (фантастика от Алексея Попогребского, не снимавшего полнометражное кино 14 лет) и «Декабрь» (Александр Петров в роли Сергея Есенина, режиссура Клима Шипенко). Как говорится, поживем — посмотрим.

Источник фотографий: Кадры из фильмов


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147