20 января 2023
Дизайнер и его муза: как зарождался творческий союз Одри Хепберн и Юбера де Живанши
В день, когда не стало одной из величайших актрис XX века, вспоминаем настоящую голливудскую драму, которая могла перечеркнуть дружбу дизайнера и его музы навсегда
В списке постоянных клиентов легендарного кутюрье Юбера де Живанши было множество знаменитостей. Однако самая яркая и крепкая дружба у дизайнера сложилась с Одри Хепберн, обязанной восхищавшим поклонников стилем именно Живанши. Об их знакомстве, которое чуть не переросло в скандал и стало расхожей голливудской байкой, рассказывает историк костюма и лектор Марьяна Скуратовская.
В 1953 году режиссер Билли Уайлдер начал работу над фильмом «Сабрина». По сюжету главная героиня, скромная дочь шофера, работающего на семью миллиардеров, должна была на время уехать в Париж и затем появиться перед героями преображенной до неузнаваемости. Над костюмами работала главный художник студии Paramount Pictures Эдит Хэд, непререкаемый авторитет в области моды. Этот авторитет и стал причиной разлада на съемочной площадке и чуть не разрушил зародившуюся дружбу актрисы с дизайнером.
Недопонимание началось с того, что Одри Хепберн логично решила отправиться за парижским гардеробом своей героини в Париж. И обратилась с этой идеей не к Эдит Хэд, а напрямую к режиссеру, вызвав у гранд-дамы кинематографа бурю негодования — Эдит не могла стерпеть, что еще никому не известная актриса так дерзко решила обойтись без ее услуг. Ходили слухи, что Хэд была в такой ярости, что едва не уволилась из Paramount. К счастью, темпераментную художницу по костюмам удалось примирить с актрисой, и Одри все-таки отправилась в Париж.
В Париже Хепберн планировала обратиться к великому Кристобалю Баленсиага. Однако титулованный дизайнер оказался слишком загружен и направил Одри в модный Дом своего младшего коллеги и друга Юбера де Живанши. Первая встреча двух будущих друзей не обошлась без курьеза: услышав фамилию посетительницы, модельер решил, что речь идет об уже знаменитой однофамилице — Кэтрин Хепберн, — и сильно удивился, встретив не томную Кэтрин, а Одри-сорванца.
Из этой поездки в Париж Одри привезла с собой несколько нарядов, все они появляются в фильме и безупречно подчеркивают трансформацию героини из простой девчонки в скромном сарафане в мелкую клетку в рафинированную парижанку в изысканных нарядах. Доподлинно не известно, что было взято из готовой коллекции, а что увезено в качестве эскиза и отшито на месте. Кроме того, в студии шили копии нарядов, которые могли пригодиться на съемках. Фактом остается лишь то, что нарядов Givenchy в кадре появляется всего три: безупречный светло-серый костюм из тонкой шерсти, коктейльное платье без рукавов и роскошный белоснежный вечерний туалет с вышивкой.
Особенно обращало внимание на себя коктейльное платье с вырезом-лодочкой необычной формы. Впоследствии Живанши писал: «Одри хотела вечернее платье с открытыми плечами, но измененное так, чтобы прикрыть впадинки под ключицами. Модель, которую я для нее придумал, оказалась настолько популярной, что я назвал ее "декольте Сабрины"». А при создании вечернего туалета Живанши смело открыл изящные руки и плечи актрисы и акцентировал талию с помощью белого корсажа, оставив роскошную юбку с вышитым подолом пышной. При этом кутюрье использовал прием, которым славился его старший коллега Кристобаль Баленсиага: сзади юбка переходила в длинный шлейф, а спереди была короче, не позволяя обладательнице в ней запутаться и демонстрируя тончайшие лодыжки.
Съемки фильма прошли успешно. Главные мужские роли достались суперзвездам Вильяму Холдену и Хамфри Богарту. Как позже вспоминала Эдит Хэд: «Это был идеальный выбор. Три звезды и моя главная героиня, выглядящая как парижская манекенщица».
За работу над фильмом Эдит Хэд получила очередной «Оскар». При этом имя Юбера де Живанши не было упомянуто в титрах. Никакого официального контракта с Paramount дизайнер не заключал, а Эдит Хэд не любила делиться славой. Юридически подкованная, она предусмотрела в своем контракте, что ее имя будет непременно названо даже в случае, если костюмами к фильму она сама не будет заниматься, а выступит только в роли руководителя процесса. Еще до выхода фильма на экран эскизы костюмов, сделанные в мастерских студии, стали известны широкой публике, и Эдит не пресекала общий восторг и не отрицала свое авторство.
Одри чувствовала себя неловко перед Юбером и не раз звонила в Париж, чтобы принести извинения. Однако история с костюмами уже получила огласку, несмотря на то, что после выхода фильма Живанши смолчал и ни разу не прокомментировал ситуацию публично. Только много лет спустя, уже после кончины Хэд в 1981 году, он признался, что дизайнером нарядов действительно был он.
Хэд всеми силами старалась отстоять свое авторство. И в одном из интервью 1974 года от нее досталось и кутюрье, и актрисе. Якобы история о костюмах к фильму распространилась благодаря мисс Хепберн, которая хотела добиться расположения Живанши и получать его наряды бесплатно, а потому и приписывала ему разработку костюмов для «Сабрины». Лишь спустя много лет Хэд призналась своему биографу Дэвиду Кьерикетти: «Я солгала. Ну и что? Если бы я купила свитер в "Баллокс Уилкшир", мне пришлось бы и их отмечать?» По версии другого биографа культового художника по костюмам, Джея Йоргенсена, ей было попросту обидно признавать, что она была ответственна лишь за самые скромные наряды на съемочной площадке.
Несмотря на то, что начало союза великого кутюрье и его музы было омрачено скандалом, это не помешало им стать одним из самых красивых творческих дуэтов, о которых режиссер Стэнли Доннел сказал: «Он — словно великий композитор, который пишет музыку для великого музыканта. Она была воплощением того, что создавал Живанши».
15 незабываемых цитат киногероинь Одри Хепберн Читать
5 фильмов c Одри Хепберн, которые стоит пересмотреть на длинных выходных Читать
Одри Хепберн, принцесса Диана, Кейт Мосс: как бы выглядели и что бы носили иконы моды прошлых лет сейчас Читать
Источник фотографий: Кадры из фильмов
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess