12 сентября 2020 | Татьяна Паласова
В Сочи открылся «Кинотавр»: как это было, что показывали и все ли носили маски
Все долго переживали, что этого не случится, как было с Каннами, но самый любимый кинофестиваль в Сочи все-таки открылся! Не в июле, как обычно, а в сентябре, но погода не подвела и выдала летние +30. Санитарный контроль, масочный режим и прочие «радости» стоили того, чтобы вместе отправить лучшее российское кино этого года в свободное плавание из его привычного «порта».
Местом проживания звезд, как водится, стала гостиница «Жемчужина» на первой береговой линии. С утра на ресепшен выстроилась очередь, в штабе кинофестиваля кипела работа, в барах и кафе гремели посудой, а на уютном пляже яблоку было негде упасть. Около 6 вечера у входа расстелили красную дорожку, и сочинцы уже по привычке стали собираться за ограждениями — посмотреть на любимых артистов. Счастливые как дети — все-таки удалось собраться вместе на берегу Черного моря и продлить беззаботное лето — знаменитости радостно выбегали из отеля и, кажется, охотнее обычного позировали фотографам, не отказывая и поклонникам в селфи. Роскошные наряды актрис дополняли драгоценные украшения от Mercury, макияж от визажистов Max Factor и прически от стилистов Wella Professionals. Возможным этот праздник действительно во многом сделали партнеры кинофестиваля. Кроме тех, что отвечали за образы знаменитостей, в их список вошли онлайн-кинотеатр Okko и вода San Benedetto.
В Зимнем театре, куда светский десант направился после фотоколла, гостей также ждал проход по ковру — всех выпускали группами, чтобы избежать скопления людей. У входа в театр были установлены диспенсеры с антисептиком, сотрудники измеряли температуру, предлагали маски или просили надеть свои. Да, такие ограничения сбивают градус светскости, зато повышают доверие к организаторам события. А вот видеть непривычно полупустой зал немного грустно: в этом году всех рассаживают через два кресла, не щадя даже звезд. Елена Лядова, к примеру, дисциплинированно отсела от мужа Владимира Вдовиченкова, который в этом году входит в состав жюри основного конкурса.
В общем, не удивительно, что главной темой церемонии открытия стала пандемия. Актер Артем Ткаченко вел мероприятие прямо с условного медицинского стола. Считайте, он стал его трибуной. Вставки с участием актера были стилизованы под абсурдистский допрос — люди в противочумных защитных комбинезонах направляли на героя камеры и расспрашивали, где он находится и чем занимается, с явным недоверием относясь к ответам. А он всего-навсего рассказывал, что случилось с ним за 2020 год. Все стояло на паузе, продолжалось только кино: герой Ткаченко признавался, что смотрел Netflix и «Чик», как и все. Хохот в зале вызвала часть про вторую волну пандемии в сентябре. Выходит, она должна быть прямо сейчас. Разбивали зарисовки выступления инди-группы OQJAV — идеальная музыка для саундтрека. Кадры пустой Москвы на экране и фото членов жюри конкурса «Кинотавр. Короткий метр» в масках во время приветственных визиток стали напоминанием о странном времени, которое нам всем пришлось пережить в этом году и которого мы, похоже, больше не боимся.
К слову, о жюри. Лучшие короткометражки в этом году выбирают режиссер Клим Шипенко (председатель жюри), кинокритик Алексей Артамонов, актриса Ирина Горбачева, продюсер Сергей Корнихин и актер Александр Робак.
Основной же конкурс судят режиссер Борис Хлебников (председатель), актер Владимир Вдовиченков, журналист и телеведущая Дарья Златопольская, оператор Федор Лясс, сценарист и режиссер Нигина Сайфуллаева, актриса Оксана Фандера и продюсер Екатерина Филиппова. Полным составом они поднялись на сцену, и Борис Хлебников пообещал, что судейство будет честным.
Ну а что касается программы, то даже Александр Роднянский впервые за 31 год жизни кинофестиваля не сдержался и похвалил ее со сцены. «Это очень сильная программа и молодых начинающих режиссеров, дебютантов, и уже очень известных. И эта программа могла не быть показанной», — сказал президент «Кинотавра». Вот уж точно была бы потеря! Иван И. Твердовский снял кино о последствиях захвата «Норд-Оста»; Оксана Карас привезла фильм «Доктор Лиза», рассказывающий об одном дне из жизни трагически погибшем четыре года назад благотворителе Лизе Глинке; Филипп Юрьев представляет полнометражный режиссерский дебют Kitoboy о жизни и мечтах парня с берегов Берингова пролива; Ксения Зуева рассказывает историю взросления девочки Маши из неблагополучной семьи — и это еще не все. Смотреть главные фильмы года мы будем до 18 сентября.
В конце торжественной церемонии Александр Роднянский вручил специальный приз «За выдающийся вклад в кинематограф и преодоление границ между разными видами искусства кино» классику анимации Андрею Хржановскому. Режиссер получал награду лично, под аплодисменты поднявшегося на ноги зала.
Чуть позже, когда отгремели фанфары и «Кинотавр» был официально открыт, 80-летний Хржановский вновь вышел на сцену, чтобы впервые в России представить зрителям свою картину «Нос, или Заговор “не таких”», над которой вместе со своей командой трудился шесть лет (в январе премьера состоялась на Роттердамском кинофестивале). В своей речи режиссер подчеркнул, что сегодня его наградили за преодоление границ между разными видами искусства, хотя никаких границ в искусстве не существует — оно свободно. Три части — три сна, как их называет режиссер, — рассказывают о необыкновенной встрече Шостаковича, Гоголя, Мейрхольда и Булкагова в фантазийном пространстве. Первый сон — экранизация оперы Дмитрия Шостаковича «Нос» (еще при жизни композитора Хржановский получил от него право на ее использование), второй — история в картинках о том, как Сталин погубил Шостаковича, посчитав его музыку «сумбуром» и «какофонией», а третий рассказывает, как великие деятели культуры стали самолетами. Удивительное кинополотно сплетено из гениальной музыки, литературы, фотографии, кино и анимации. Одним словом, лучший подарок ценителям в начале большой и насыщенной недели!
Подборка: Дневник «Кинотавра»
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess