25 июня
Куда сходить летом в Санкт-Петербурге?
Небанальные маршруты без толп туристов
Лютеранская кирха в Царском Селе
Свои сводчатые двери гостеприимно откроет лютеранская церковь в Царском Селе, ныне городе Пушкин. Она появилась благодаря многонациональному составу населения Российской империи. В XVIII–XIX веках здесь жили немцы, финны, шведы и другие представители протестантских конфессий, многие из которых служили при императорском дворе, в государственных учреждениях или занимались ремеслами.
Сейчас лютеранская община города периодически проводит здесь богослужения на русском и финском языках, хотя основная деятельность ведется в других местах. Также в кирхе действует воскресная школа и курсы для взрослых «Основы христианской веры», которые пользуются популярностью у прихожан.
Туристов храм привлекает возможностью посетить музыкальные экскурсии, послушать концерты классической музыки, и, конечно же, живой орган, сохранившийся еще с XVIII века. Кроме того, в кирхе проводятся различные выставки художников и фотографов. Авторы действующей выставки «Свершилось» предлагают взглянуть на вечные сюжеты через призму восприятия современных художников. Они ищут новые средства выразительности и рассуждают о Боге с точки зрения современного человека.
История первых лютеранских богослужений в Царском Селе берет начало еще с середины XVIII века, однако постоянная община сформировалась к началу XIX века.
В 1860-х годах община получила разрешение на строительство каменной церкви. Проект разработал архитектор Александр Видов в неоготическом стиле, характерном для лютеранских храмов. Постройка отличалась строгими готическими формами: стрельчатые окна, остроконечная башня со шпилем, лаконичный фасад. Внутри находился орган (он сохранился до сих пор), а интерьер украшали скромные, но изящные детали в духе протестантской традиции.
После революции 1917 года лютеранская община подверглась гонениям. В 1930-х годах храм закрыли, а здание использовали как склад и мастерские. Во время Великой Отечественной войны церковь сильно пострадала, но устояла.
Долгое время здание находилось в заброшенном состоянии. Лишь в 1990-х годах началось возрождение лютеранской общины, а в 2000-х были проведены первые реставрационные работы. Однако полного восстановления исторического облика пока не произошло.
Сегодня здание бывшей лютеранской церкви св. Марии Магдалины в Пушкине остается памятником архитектуры. Она находится под охраной государства, но требует дальнейшей реставрации. В пушкинской лютеранской церкви действует магазин христианского мерча, выросший из сувенирной лавки Анненкирхе. Там можно подобрать божественные товары и оформить душеспасительный заказ.
Музей Анны Павловой
Город Петра, с его роскошными театрами и богатой балетной историей, стал местом, где взошла звезда Анны Павловой. Хотя ее имя чаще связывают с Мариинским театром, в котором она творила, и Лисьим Носом, где она жила, в центре Петербурга, на Итальянской улице, также хранится память о великой приме.
Балерина верила в приметы, и сама с легкостью сочиняла их. «Если написать на бумаге свое заветное желание, показать его своему отражению в пяти старинных зеркалах, то оно непременно сбудется!», — утверждала Павлова.
Она знала, что комната на Итальянской исполнит ее самое заветное желание — Анна мечтала быть с Виктором. Так и случилось. По воспоминаниям современников, именно здесь они провели счастливые счастливые годы своей жизни.
Выставка «Упакованные грезы»
Двадцатые-тридцатые годы двадцатого века — эпоха этого стиля. Выставка с ярким антуражем настолько погружает в тему, что даже свет и декорации как будто ожили с картин о Великом Гэтсби.
Сто лет назад, в 1925 году, в Париже открылась Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств, собравшая несколько десятков стран-участниц. С нее началось становление нового художественного стиля, который пришел на смену модерну и зримо присутствовал всюду — в архитектуре, живописи и скульптуре, дизайне одежды, автомобилей и бытовой техники, в узорах драгоценных украшений и книжных иллюстрациях.
Мода ар-деко была вдохновлена классикой и современностью, историей древних цивилизаций и русским балетом, Востоком и достижениями технического прогресса, но прежде всего — новыми ощущениями мирной жизни. Первая мировая война радикально изменила женщин, которые заменили во многих сферах ушедших на фронт мужчин и впервые надели комбинезоны, бриджи и краги, пиджаки мужского покроя с карманами и свободные укороченные юбки. Удобная и простая дамская одежда модного прямого силуэта стала доступной практически для всех.
Забыть хотя бы на время о тяготах повседневной жизни и погрузиться в мир грез помогало кино с его придуманной обстановкой богатых особняков, с вечеринками в роскошных салонах, где коротко стриженные девушки с ярким макияжем, с тонкими мальчишескими фигурами в откровенных платьях и туфлях на каблуке, отвергая все «нормы приличия», двигались в сверхмодных ритмах. Америку и Европу охватила послевоенная танцевальная «эпидемия» чарльстона, фокстрота, танго, шимми. Огнями неоновой рекламы манили бары, кинотеатры, танцклубы. Надев вечернее платье, расшитое стразами, бисером и стеклярусом, здесь можно было почувствовать себя голливудской кинодивой, современницей Великого Гэтсби.
Название выставки в Эрмитаже «Упакованные грезы», которое образно и точно характеризует многие сферы жизни того времени, заимствовано из работы современного канадского философа М. Маклюэна «Понимание медиа: внешние расширения человека». На выставке представлены выдающиеся произведения изобразительного искусства этого периода из собрания Эрмитажа, костюмы и аксессуары из обширной коллекции Назима Мустафаева и других частных коллекций.
Особый интерес вызывают бисерные платья, туфли и другие модные аксессуары того времени.
Также в экспозиции представлен автомобиль Buick 44 серии, выпущенный в 1929–1930 годах в США. В 1930 году производство модели было прекращено. Это единственный экземпляр такой модели в России из собрания Музея техники Вадима Задорожного.
Показывая события социально-политической и художественной жизни 1920–1930-х годов через моду, выставка затрагивает важный вопрос о рождении иллюзий в жизни целых поколений и отдельной личности, и этот аспект подчеркивается дизайнерским решением экспозиции.


Источник фотографий: Пресс-материалы
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess