25 июня

Куда сходить летом в Санкт-Петербурге?

Небанальные маршруты без толп туристов

Лютеранская кирха в Царском Селе

Куда сходить летом в Санкт-Петербурге? фото № 1
Если вы ценитель эпохи XVIII века и всегда хотели почувствовать себя протестантом, а Анненкирхе изучили вдоль и поперек, то предлагаем посетить другой уникальный  лютеранский храм Петербурга.

Свои сводчатые двери гостеприимно откроет лютеранская церковь в Царском Селе, ныне городе Пушкин. Она появилась благодаря многонациональному составу населения Российской империи. В XVIII–XIX веках здесь жили немцы, финны, шведы и другие представители протестантских конфессий, многие из которых служили при императорском дворе, в государственных учреждениях или занимались ремеслами.  

Сейчас лютеранская община города периодически проводит здесь богослужения на русском и финском языках, хотя основная деятельность ведется в других местах. Также в кирхе действует воскресная школа и курсы для взрослых «Основы христианской веры», которые пользуются популярностью у прихожан.

Туристов храм привлекает возможностью посетить музыкальные экскурсии, послушать концерты классической музыки, и, конечно же, живой орган, сохранившийся еще с XVIII века. Кроме того, в кирхе проводятся различные выставки художников и фотографов. Авторы действующей выставки «Свершилось» предлагают взглянуть на вечные сюжеты через призму восприятия современных художников. Они ищут новые средства выразительности и рассуждают о Боге с точки зрения современного человека. 

История первых  лютеранских богослужений в Царском Селе берет начало еще с середины XVIII века, однако постоянная община сформировалась к началу XIX века. 

В 1860-х годах община получила разрешение на строительство каменной церкви. Проект разработал архитектор Александр Видов в неоготическом стиле, характерном для лютеранских храмов. Постройка отличалась строгими готическими формами: стрельчатые окна, остроконечная башня со шпилем, лаконичный фасад. Внутри находился орган (он сохранился до сих пор), а интерьер украшали скромные, но изящные детали в духе протестантской традиции.  

После революции 1917 года лютеранская община подверглась гонениям. В 1930-х годах храм закрыли, а здание использовали как склад и мастерские. Во время Великой Отечественной войны церковь сильно пострадала, но устояла.  

Долгое время здание находилось в заброшенном состоянии. Лишь в 1990-х годах началось возрождение лютеранской общины, а в 2000-х были проведены первые реставрационные работы. Однако полного восстановления исторического облика пока не произошло.

Сегодня здание бывшей лютеранской церкви св. Марии Магдалины в Пушкине остается памятником архитектуры. Она находится под охраной государства, но требует дальнейшей реставрации. В пушкинской лютеранской церкви действует магазин христианского мерча, выросший из сувенирной лавки Анненкирхе. Там можно подобрать божественные товары и оформить душеспасительный заказ.

Музей Анны Павловой

Куда сходить летом в Санкт-Петербурге? фото № 2
Петербург неразрывно связан с историей русского балета. Именно в этом городе жили и творили великие хореографы, балерины и композиторы, чьи имена навсегда вошли в богатый фонд мировой культуры. Одной из ярчайших звезд балетной сцены была Анна Павлова (1881-1931). Хореографическая миниатюра «Умирающий лебедь» в исполнении примы Мариинского театра стала одним из высочайших эталонов русской балетной школы. В честь балерины в Северной Столице был создан музей, посвященный жизни и творчеству легендарной артистки.

Город Петра, с его роскошными театрами и богатой балетной историей, стал местом, где взошла звезда Анны Павловой. Хотя ее имя чаще связывают с Мариинским театром, в котором она творила, и Лисьим Носом, где она жила, в центре Петербурга, на Итальянской улице, также хранится память о великой приме.

Куда сходить летом в Санкт-Петербурге? фото № 3
В доме номер 5 на Итальянской улице, где в 1909-1910 годах Павлова жила со своим возлюбленным Виктором Дандре, находится единственный в Санкт-Петербурге музей артистки. Он называется «Зеркальная комната Анны Павловой». «Эта комната помнит Анну счастливой и влюбленной», — так гласит надпись при входе. В экспозиции представлены уникальные материалы, рассказывающие о жизни и творчестве примы: фотографии и афиши ее выступлений в России и Европе, эскизы костюмов, включая знаменитый образ «Умирающего лебедя», личные вещи, письма и дневниковые записи балерины, видеозаписи фрагментов ее выступлений, а также интерактивные инсталляции, воссоздающие атмосферу балетной эпохи Серебряного века. Особый раздел посвящен гастролям Павловой — от Парижа до Нью-Йорка, где она прославила русский балет. 

Балерина верила в приметы, и сама с легкостью сочиняла их. «Если написать на бумаге свое заветное желание, показать его своему отражению в пяти старинных зеркалах, то оно непременно сбудется!», — утверждала Павлова. 

Она знала, что комната на Итальянской исполнит ее самое заветное желание — Анна мечтала быть с Виктором. Так и случилось. По воспоминаниям современников, именно здесь они провели счастливые счастливые годы своей жизни. 

Выставка «Упакованные грезы»

Куда сходить летом в Санкт-Петербурге? фото № 4
В Манеже Малого Эрмитажа открылась выставка, посвященная модному направлению ар-деко из собрания Государственного Эрмитажа и коллекции Назима Мустафаева.

Двадцатые-тридцатые годы двадцатого века — эпоха этого стиля. Выставка с ярким антуражем настолько погружает в тему, что даже свет и декорации как будто ожили с картин о Великом Гэтсби.

Сто лет назад, в 1925 году, в Париже открылась Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств, собравшая несколько десятков стран-участниц. С нее началось становление нового художественного стиля, который пришел на смену модерну и зримо присутствовал всюду — в архитектуре, живописи и скульптуре, дизайне одежды, автомобилей и бытовой техники, в узорах драгоценных украшений и книжных иллюстрациях.

Мода ар-деко была вдохновлена классикой и современностью, историей древних цивилизаций и русским балетом, Востоком и достижениями технического прогресса, но прежде всего — новыми ощущениями мирной жизни. Первая мировая война радикально изменила женщин, которые заменили во многих сферах ушедших на фронт мужчин и впервые надели комбинезоны, бриджи и краги, пиджаки мужского покроя с карманами и свободные укороченные юбки. Удобная и простая дамская одежда модного прямого силуэта стала доступной практически для всех.

Забыть хотя бы на время о тяготах повседневной жизни и погрузиться в мир грез помогало кино с его придуманной обстановкой богатых особняков, с вечеринками в роскошных салонах, где коротко стриженные девушки с ярким макияжем, с тонкими мальчишескими фигурами в откровенных платьях и туфлях на каблуке, отвергая все «нормы приличия», двигались в сверхмодных ритмах. Америку и Европу охватила послевоенная танцевальная «эпидемия» чарльстона, фокстрота, танго, шимми. Огнями неоновой рекламы манили бары, кинотеатры, танцклубы. Надев вечернее платье, расшитое стразами, бисером и стеклярусом, здесь можно было почувствовать себя голливудской кинодивой, современницей Великого Гэтсби.

Название выставки в Эрмитаже «Упакованные грезы», которое образно и точно характеризует многие сферы жизни того времени, заимствовано из работы современного канадского философа М. Маклюэна «Понимание медиа: внешние расширения человека». На выставке представлены выдающиеся произведения изобразительного искусства этого периода из собрания Эрмитажа, костюмы и аксессуары из обширной коллекции Назима Мустафаева и других частных коллекций.

Куда сходить летом в Санкт-Петербурге? фото № 5
На выставке демонстрируются шедевры из эрмитажного собрания живописи и рисунка этого периода — работы Анри Матисса, Рауля Дюфи, Эрте и других мастеров. Экспозицию дополнят киноафиши 1920-х годов из коллекции печатной графики Государственного Эрмитажа.

Особый интерес вызывают бисерные платья, туфли и другие модные аксессуары того времени. 

Также в экспозиции представлен автомобиль Buick 44 серии, выпущенный в 1929–1930 годах в США. В 1930 году производство модели было прекращено. Это единственный экземпляр такой модели в России из собрания Музея техники Вадима Задорожного. 

Показывая события социально-политической и художественной жизни 1920–1930-х годов через моду, выставка затрагивает важный вопрос о рождении иллюзий в жизни целых поколений и отдельной личности, и этот аспект подчеркивается дизайнерским решением экспозиции.

Куда сходить летом в Санкт-Петербурге? фото № 6
Куда сходить летом в Санкт-Петербурге? фото № 7

Источник фотографий: Пресс-материалы


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147