27 марта 2019

Странное искусство: как художники продают невидимые картины

Мы попросили Люси Виноград, арт-дилера и основательницу образовательного проекта в сфере искусства Everal Circle, рассказать про удивительное и непонятное в мире современного искусства.

Многим кажется, что современное искусство с его шокирующими перформансами и странными арт-объектами больше похоже на шутку и издевательство, в отличие, например, от классических работ того же самого Леонардо да Винчи. И действительно, мы видели немало примеров, когда за баснословные деньги продавали воздух или груду кирпичей. 

У многих оно вызывает абсолютное непонимание, ведь с детства нам прививают то, что искусство должно быть прекрасным, а когда оно пугающее и уродливое — это вызывает определенный диссонанс.

Следует отметить — современное искусство больше про смыслы. При его оценке важно понимать, насколько оно революционно для своего времени и почему оно просто обязано оставить свой след в истории искусства. 

Художники всегда искали способы выразить себя и расширить границы восприятия окружающего мира. В отличие от классической школы, которая требовала писать картины на мифологические, религиозные или античные темы, новое поколение художников хотело изображать свой взгляд на мир и актуальные для них сюжеты. 

Сегодня мы поговорим про самые необычные, порой пугающие и общественно-значимые произведения современных художников. 

Невидимая картина Ива Кляйна

Странное искусство: как художники продают невидимые картины фото № 1
Ив Кляйн известен не только тем, что зарегистрировал свой собственный синий цвет как торговую марку, но и тем, что создал и, главное, продал невидимую картину. Все началось с того, что в своих работах он пытался высвободить первоначальное состояние материи и сформировал свое собственную концепцию нематериального искусства. Эти идеи были воплощены на выставке «Пустота», где не было ничего, кроме белых стен галереи и пустого стеклянного шкафа. Любопытным было то, что он устроил небывалую шумиху вокруг этой выставки и в день мероприятия у входа в галерею толпилось около 300 человек в ожидании увидеть пустое пространство.

Странное искусство: как художники продают невидимые картины фото № 2
Удивительно, но на невидимую картину нашелся покупатель. Так как пустота — это отсутствие материального, то и покупатель должен был отказаться от материального — денег. Оплатить картину можно было лишь слитками золота, которые сразу же выбрасывались в никуда — реку Сену, а бумага, подтверждающая продажу, после выполненного ритуала сжигалась. Получалось, что у покупателя и продавца не оставалось материального подтверждения сделки, что было очень символично. Самым знаменитым покупателем был философ Альбер Камю, которому была близка тема экзистенциализма.  

«Бесконечность» Романа Опалки

Странное искусство: как художники продают невидимые картины фото № 3
Французский художник Роман Опалка был, пожалуй, одним из самых последовательных и скрупулезных  художников нашего времени. Всю свою сознательную жизнь он рисовал нечто неосязаемое и ускользающее — бесконечность. Начиная с 1965 года художник изображал на черном холсте последовательность цифр: 12345678910111213141516, — и так как чисел было великое множество, после того как заканчивался очередной холст, он продолжал эту последовательность на новом. 

Странное искусство: как художники продают невидимые картины фото № 4
В этом произведении было много символичного: художник всю жизнь рисует цифры, а, когда он умрет, числа не закончатся. Последней цифрой великого концептуалиста была 5 607 249.

«Ритм 0» и «Губы Томаса» Марины Абрамович

Марина Абрамович — сербская художница и автор многочисленных перформансов, исследующих взаимоотношения между художником и аудиторией. 

Один из самых первых и сложных перформансов «Ритм 0» произошел в 1974 году. Он исследовал поведение толпы при состоянии полной вседозволенности и отсутствии сопротивления. По задумке художницы, она должна была провести шесть часов в неподвижном состоянии, а толпа вокруг могла делать все что заблагорассудится. Вокруг себя художница разложила 72 различных предмета, которые могли использовать посетители. Среди них были безобидные предметы и крайне опасные, например, пистолет. Сначала зрители вели себя скромно, но с течением времени они становились все агрессивнее: начали резать одежду на художнице, втыкали шипы в ее живот, а один из посетителей направил на нее дуло пистолета. По прошествии шести часов художница встала и пошла по направлению к толпе, и те, кто совсем недавно издевался над ней, разбежались, увидев от нее малейшее сопротивление. Этот перформанс продемонстрировал, насколько агрессивными и жестокими могут быть люди при отсутствии сопротивления со стороны жертвы и ощущении своего тотального превосходства. 

Странное искусство: как художники продают невидимые картины фото № 5
«Губы Томаса» — еще один яркий проект. Это политический перформанс, в ходе которого художница выпила литр красного вина с медом, вырезала у себя на животе пятиконечную коммунистическую звезду, выпорола себя и обнаженной легла на ледяной крест. По словам самой Марины Абрамович: «Сейчас я смотрю на этот перформанс как на что-то очень биографичное: в нем смешалось все — коммунистическое прошлое, югославское происхождение и православные корни, вино и мед». Перформанс прервали сами зрители, так как художница потеряла сознание от боли. 

«Все, с кем я спала» и Трейси Эмин

Странное искусство: как художники продают невидимые картины фото № 6
Английская художница Трейси Эмин в 1995 году создала один из своих известнейших арт-объектов — Everyone I Have Ever Slept With 1963–1995 («Все, с кем я спала, 1963–1995»). По форме он напоминал палатку, внутри которой можно было увидеть 102 имени, с которыми художница спала в прямом смысле этого слова: любовники, бабушка, брат-близнец и ее не рожденные дети. 

Странное искусство: как художники продают невидимые картины фото № 7
В данной работе была исследована и обозначена тема близости, несмотря на то что многие рассматривали ее как манифест сексуальной свободы. Позднее работа была куплена Чарльзом Саатчи и выставлялась им как часть личной коллекции на одной из знаковых для «Молодых британских художников» выставке Sensation в 1997 году. 

«Внутреннее напряжение» Ваафа Билал

Странное искусство: как художники продают невидимые картины фото № 8
В произведениях художники отображают свое восприятие современного мира. Американский художник иракского происхождения Ваафа Билал известен как автор перформансов, некоторые из которых связаны с войной в Ираке. Один из них Domestic Tension («Внутреннее напряжение») 2007 года. В течение месяца за Билалом и его жизнью можно было круглосуточно наблюдать через подключенную веб-камеру, которая была синхронизирована с пейнтбольным ружьем, и любой пользователь мог выстрелить из него в художника. Целью этого перформанса было показать, каково это — жить под постоянным прицелом. Художник проводил аналогию с войной в Ираке и авиационными и ракетными ударами американской армии. За 30 дней в него выстрелили порядка 60 000 раз посетители сайта из 120 стран.

Источник фотографий: Архивы пресс-служб


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147