1 июля 2021 | Екатерина Суханова
Что такое кризис среднего возраста, как с ним бороться и надо ли
Обо всех тонкостях этого деликатного периода рассказывает девушка среднего возраста, профессиональный коуч и психолог @svetlana.chourilova
Кризис среднего возраста, или кризис 30–35 лет, может начаться немного раньше — некоторые замечают его первые яркие признаки в районе 27 лет — и продлиться до 40–42, а иногда и дольше. Все зависит от того, насколько каждый из нас прислушивается к себе и насколько хорошо слышит голос своей души*.
Интересно писать материал на тему кризиса среднего возраста, осознавая, что я в текущий момент целиком и полностью в нем нахожусь. Мне 35 лет, год назад я уволилась со стабильной работы и высокой должности с классной зарплатой и полностью посвятила себя работе с людьми, коучингу и психологии. А заодно сменила место жительства: уехала из Москвы в Сочи. И это очень показательный сценарий для человека, находящегося в том самом кризисе
Что такое кризис среднего возраста?
Это переход из одной парадигмы мышления и представлений о жизни в другую. Проще говоря, перевал в середине пути, когда человек вдруг понимает, что привычный образ жизни уже не эффективен, он не приводит к результату и состоянию, к которым он стремится. Старые методы уже не работают, а новые еще не изучены.
Как происходит осознание, что вы в кризисе?
Каждый сталкивается со своими триггерами: ухудшились отношения с другими людьми, пропал энтузиазм в карьере, вы стали часто болеть или, например, у вас появились панические атаки или приступы необъяснимой тревоги. В этот период жизни человеку никто не может помочь, кроме психотерапевтов и самого себя. Можно отвлечься и не обращать внимания на эти признаки, но так как истинной причиной являются сложные психические процессы, негативное состояние возвращается в более серьезной форме.
Во время переходного периода жизни психика переформатируется: старые установки отмирают, но появляется надежда на новые ценности. Самое сложное — это пережить этап, который называют «великим безвременьем» (в некоторых источниках встречается формулировка «темная ночь души»). Человек будто оказывается между двух миров: один уже мертв, а другой еще бессилен, чтобы родиться.
Основная и общая задача психотерапии в тяжелый период переоценки и переосмысления — уяснить, что в жизни человека приоритетно.
Что происходит в период «темной ночи души»?
В момент рождения у человека еще не сформированы участки мозга, которые отвечают за рационализацию поступающей информации, в частности неокортекс. Считается, что он окончательно формируется примерно к 25 годам. Прослеживается наглядная корреляция с возрастом, когда человек чувствует непреодолимое желание посмотреть на свою жизнь критически.
До этого момента все, что к приходило извне, особенно от родителей и других авторитетных фигур, принималось на веру, впитывалось в пластичный детский мозг и психику; формировались жизненные установки и ценности, которые приходили от других людей, но по факту выработаны не вами. То есть до 27–30 лет многие живут на автомате, на энергии, полученной в момент рождения.
Я помню, как четко представляла свою жизнь до 27 лет, а дальше не видела. Высшее образование, работа в большой компании, замужество, еще одно образование, поездки за границу, карьерный рост, машина и так далее. И вот в 27 я почувствовала, что это потолок, что дальше я не знаю, как жить и что делать. И тогда с какой-то частью жизни все же пришлось расстаться. Это произошло через болезненный развод. А дальше начались разрушения моих представлений о добре и зле, о том, как нужно выстраивать свою жизнь. У многих происходит что-то очень похожее, потому что именно в этом возрасте человек начинает вдруг осознавать, что хочет не того, что ожидали от него родители.
Что такое персона?
К среднему возрасту у человека формируется так называемая персона — часть личности, которую он использует для взаимодействия с внешним миром. Это социальные роли, которые помогали нам «выживать» и становиться успешными. Например, «хорошая девочка», «скромница», «отличница», «правильный семьянин» — список можно продолжать до бесконечности. Все эти клише, социальные маски помогали нам до определенного момента выстраивать отношения с другими.
Самость как архетип целостности
Маска или персона не есть мы настоящие. Она работает до тех пор, пока «снизу не постучат». А как правило, снизу стучит самость — это понятие, которое ввел Карл Густав Юнг. В его концепции это архетип, являющийся глубинным центром и выражением психологической целостности индивида. Он объединяет сознательную и бессознательную части психики, занимает центральное место в управлении психической жизнью и является высшей властью в судьбе каждого отдельного человека.
Самость побуждает человека задать вопрос, который поднимается в повести Льва Толстого «Иван Ильич»: «Что ж в моей жизни было "то"?» Этот непростой вопрос позволяет человеку по-новому поразмышлять о том, как прожить вторую половину жизни осознанно и свободно. Именно страдания побуждают его жить более масштабно и брать на себя больше ответственности за собственную жизнь.
Самый главный вопрос, на который должен ответить себе человек в переходный период, — что я представляю из себя? Кто я такой без всех ролей, статусов, организаций?
Перевал в середине пути — это возможность переопределения и переориентации личности, это ритуал перехода от затянувшегося подросткового периода «первой взрослости» к неизбежной встрече со старостью и смертью. Тех, кто проходит через этот перевал осознанно, ждет более осмысленная жизнь. А те, у кого такой переход происходит бессознательно, так и остаются в плену их детства, независимо от успеха, которого они могут добиться во внешней жизни.
Первый шаг к осознанию значимости перевала в середине пути — это признание ограниченности фильтров, обладателями которых мы стали, родившись в определенной семье и в определенном культурном окружении. До этой поры они формируют условия нашей жизни; они определяют не то, кто мы такие, а то, каким образом мы смотрим на мир и совершаем свой выбор.
Процесс перехода через кризис среднего возраста происходит в борьбе между социализированной личностью (персоной) и требованиями, которые предъявляет самость. Нет ничего удивительного в том, что тревога достигает предельных величин. Человек психологически приговорен к тому, чтобы его старое «Я» умерло и на смену ему появилось новое.
Такого рода «смерть» и «возрождение» — не конечный пункт, а всего лишь переход. И это очень важно помнить в «темные времена».
Признаки надвигающегося кризиса
Несмотря на возрастающее давление, сопротивляющееся сознание может игнорировать то, что происходит. До того, как вы погрузитесь в кризис среднего возраста в полной мере, вас могут сопровождать депрессия, апатия, чрезмерное пристрастие к алкоголю, беспорядочные любовные связи, постоянная смена места работы и так далее. Все эти действия направлены на преодоление, игнорирование или избегание воздействия глубинного давления. То же и с дауншифтингом: побег от привычной рутины неразрывно связан с этапом «перехода».
Как ни странно это прозвучит, такие проявления — показатель здоровой психики, которая стремится к саморегуляции. Юнг заметил, что «в конечном счете невроз следует понимать как страдания не осознавшей себя души». Это не значит, что нельзя достичь ощущения полноты жизни, не испытывая страданий, но раз уж наступила пора страданий, остается постичь их смысл.
Три типа мышления человека
-
В юнгианской психологии считается, что в начале жизни человек смотрит на мир через магическое мышление. Он верит, что он «бессмертен», что он особенный, что в нем скрыт потенциал, который позволит ему превзойти других, сделав его неординарным. Также детскому мышлению свойственно перекладывание ответственности за свою жизнь на кого-то или что-то — судьбу, общество или родителей. Все эти мыслительные концепции — иллюзия, с которой приходится расстаться во время переходного периода, но не сразу.
-
По мере взросления человек приобретает героическое мышление, которое позволяет ему покинуть родительский дом, активно строить карьеру, познавать жизнь.
-
Человек оказывается на подходе к тому самому перевалу, когда его магическое детское и героическое мышление подросткового возраста перестают соответствовать его жизненному опыту. Пережив достаточно разочарований, крушений планов, отношений, он осознает свои недостающие или непроявленные аспекты, иллюзия всемогущества разрушается. Он становится реалистом, обретает мудрость.
Основная задача человека — индивидуация
С точки зрения Юнга, тонкий психический процесс, толкающий человека на переосмысление жизни и себя самого, необходим для эволюции души и выполнения истинной цели каждого — достижения самости, то есть целостности. Этот процесс называется индивидуацией — это развитие человека как личности, отличной от остальных набором неповторимых качеств, то есть индивидуальности. Часто норма индивидуальности идет вразрез с общественными нормами, поэтому индивидуация в некотором роде предполагает отчуждение человека от общества. Но это совсем не про одиночество или изоляцию, это просто другой уровень понимания и проживания жизни, качественно новый уровень.
Одним из важнейших этапов на этом пути является встреча со своей тенью и ее интеграция.
Это один из самых сложных моментов. Тень, по теории Юнга, — это вытесненные инстинкты и эмоции, которые не соответствуют социальным требованиям. В тени содержится все жизненно важное и одновременно проблематичное: порицаемые негативные эмоции типа гнева и агрессии, сексуальность, но вместе с тем и наслаждение, спонтанность, и неугасимый огонь творчества. Как правило, Тень скрывается в аспектах, которые раздражают в других людях и в источниках зависти. В обоих случаях триггерами негатива становятся проявления людей, которые мы сами себе не разрешаем и порицаем.
Например, вас бесят люди, которые громко разговаривают, привлекают к себе внимание. Скорее всего, за этим стоит внутренний запрет быть в центре внимания. Откуда этот запрет пришел? У каждого по-своему, возможно, в детстве вам запрещали громко разговаривать или осуждали яркое поведение: не высовывайся, не будь выскочкой. Если вы разрешите себе так себя вести, то сможете снять излишнее напряжение, освободить львиную долю энергетического потенциала и, возможно, поднять собственную ценность.
Что же до зависти, белой или черной, — она всегда свидетельствует о том, что внутри у вас скрыт потенциал, который вы не позволили себе проявить. Но он есть! И это самое ценное осознание. Как только вы разрешите себе, станете еще более целостной личностью.
Также в тени скрывается ответственность за свою жизнь, и прежде всего честность по отношению к самому себе. Чтобы развернуть тень в позитивное русло, нужно научиться честно смотреть на себя, признавать свои чувства и то, что за ними стоит. Интеграция тени — это обретение свободы вместе со взятием ответственности за свою жизнь.
В конце концов человек понимает, что, с одной стороны, до его жизни остальным нет дела, а с другой, что эта жизнь конечна. И что важнее: быть «хорошим человеком» для общества или самим собой? В тени скрывается весь заложенный, но не проявленный потенциал, который не дает покоя и заставляет совершать незапланированные поступки. Если тень подавляется и в среднем возрасте, то это чревато разрушением внешних атрибутов жизни — отношений, здоровья, финансовой ситуации.
Как прожить переходный период
Чтобы пережить переходный период и обрести самого себя, можно и нужно обращаться к психотерапевтам, которые поддержат в этом процессе. В конце концов, если вы можете себе помочь таким способом, то почему бы не сделать этого? Ищите терапевта, как партнера для жизни или бизнеса, не стоит соглашаться на первого, кого посоветовали, проведите несколько встреч, пока не найдете своего человека.
Если вы все же хотите попробовать пройти этот период самостоятельно, запомните три золотых правила:
Уединение. Чтобы двигаться к обретению собственной целостности, необходимо научиться быть в уединении. Это не равно одиночеству. В уединении с выключенными телефоном и компьютером человек может услышать себя, понять, что происходит внутри, заняться конструктивной рефлексией. Необходимо регулярно задавать себе вопросы: чего сейчас хочет моя душа? Что заставило меня повести себя так или иначе? Почему я чувствую то, что я чувствую? Такое уединение должно стать ежедневным ритуалом, который можно сопроводить ведением дневника или медитацией.
Воссоединение с внутренним покинутым ребенком. Психологи считают, что с возрастом наш внутренний ребенок никуда не уходит, он всегда остается нашей частью. И именно ему присущи энергия, энтузиазм, чувство вдохновения и страсти вкупе с нарциссизмом, капризностью, избеганием ответственности. Отрезая себя от внутреннего ребенка, мы ощущаем тяжесть, безрадостность, тщетность всех приложенных усилий. Чтобы вернуть вкус к жизни, необходимо спросить себя: чего хочет покинутый ребенок, что доставит ему радость, и дать ему это. В такие периоды кто-то начинает рисовать, кто-то танцует, кто-то увлекается гонками. Все это очень терапевтично и не должно осуждаться.
Следуйте своей страсти. Найдите то, от чего у вас горят глаза, отдайтесь этому в полной мере, почувствуйте огонь в сердце. Страсть — это топливо, которое может подпитывать всю жизнь, помогать брать новые высоты, открывать новые страны, книги, занятия. Жизнь без страсти — это жизнь без глубины. Если вы верите, что мы родились, чтобы реализовать себя как полноценную личность, то нужно сказать себе: это время пришло.
*Все термины и рекомендации в этом материале даны из юнгианской системы анализа.
Читайте также: Почему астрологические прогнозы не всегда сбываются и причем тут Асцендент
Источник фотографий: @esteticpart
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess