Слово «боди-позитив» мы слышим все чаще и чаще. Оно успело обрасти мифами, неверными толкованиями и обзавестись неоднозначной репутацией. К чему на самом деле призывают последователи этого движения и удается ли им добиваться своих целей?
Не носить мини, если стрелка на весах переваливает за 60 кг, не надевать босоножки, если на ногтях нет лака, не хохотать задорно, не злиться и не хмуриться никогда, даже если очень хочется (это своего рода профилактика глубоких мимических морщин), не обнажать части тела с сильной пигментацией или следами растяжек. И еще тысяча всевозможных «не» и «никогда», так или иначе связанных с внешностью. Неэмоциональная, нестареющая, ничем не болеющая и выходящая на пляж только в парео поверх купальника, потому что иначе стыдно, — примерно так выглядит и живет женщина, которой боди-позитив отчаянно пытается протянуть руку помощи вот уже который год.
Впрочем, порой эта рука все же дотягивается до цели. Одна из моих старых подруг вдруг перестала считать пять, по ее мнению, лишних килограммов главным злом в своей жизни, коллеге больше не отравляет существование нос с горбинкой, а недавняя знакомая вдруг начала ходить с распущенными (и, к слову, очень красивыми) волосами — оказывается, она всегда стеснялась недостаточного объема и лишь поэтому носила тугой пучок. Во внешности этих женщин ровным счетом ничего не изменилось — просто они стали иначе относиться к своим изъянам.
Девушки размера «плюс» на подиумах, в рекламных кампаниях некоторых косметических брендов и марок одежды, на обложках журналов и в сериалах — сначала робко, а потом все увереннее, но до женщин все же начали доносить мысль о том, что можно жить без постоянного чувства вины или неврозов, связанных с фигурой, лицом или возрастом. Своего рода предвестники приближающейся оттепели не обошли и сферу косметологии. Дерматокосметолог, челюстно-лицевой хирург Юлия Щербатова свидетельствует: «Все устали от кукольных губ и высоких скул — женщины больше не хотят выглядеть одинаковыми. Но при этом процедур, например, по увеличению губ дерматокосметологи не стали проводить меньше. Просто сейчас мы стараемся подчеркнуть черты лица и сделать красивым конкретного человека».
«Конечно, должна быть моральная готовность принять себя — и она напрямую связана с опытом и прожитыми годами», — добавляет Айсулу Токаева, директор бьюти-бутика Aesthetica, врач-косметолог, магистр в области управления в здравоохранении. Важно понимать, что боди-позитив — это история не о том, как здорово быть полной, неопрятной и неухоженной, это не индульгенция человеческой лени и распущенности. Говоря, например, об избыточном весе, противники боди-позитива любят манипулировать темой болезней: они всегда вспоминают о гипертонии, проблемах с суставами и сердцем.
Осознанность — вот еще один аспект, идущий рука об руку с боди-позитивом. Конечно, рынок диктует промышленности определенные правила. И задача косметических марок — рассказать, например, о том, как мы стареем и посредством чего можем с этим бороться. Но сегодня производители уже не могут обходиться общими фразами — они должны говорить с потребителями на равных.
Марки взяли на себя просветительскую функцию: вместо того, чтобы заявлять «сейчас мы сотворим чудо, и вам не нужно знать как», нам рассказывают о том, как мы устроены, как и почему происходит старение, как работают косметические средства. И это одинаково хорошо для всех — и для покупателя, и для производителя косметики, — потому что на смену, скажем так, статусному потреблению приходит осознанное.
Что ж, остается лишь сделать выводы, посмотреть в зеркало и приступить к работе над собой — но исключительно в рамках свободного и сознательного выбора.
Текст: Умамат Мусалаева