«Доктор Куин: Женщина-врач». Любите стиль Дикого Запада? Каждый эпизод старого доброго телешоу — отличная подсказка, как укротить безжалостный корсет, куртки с бахромой и ковбойскую шляпу.
«Версаль». Это самый дорогой из всех европейских сериалов. Бюджет эпичной картины о восхождении Людовика XIV — 30 миллионов евро. 12 % этой суммы ушли на кружева и расшитые платья — такие, чтобы не стыдно было появиться на блестящем паркете Версаля.
На каждый костюм — мужской или женский — ушло порядка 10 метров ткани. Готовила одежду для французского двора команда из 30 человек.
Отдельная статья расходов — королевские парики: каждый обошелся в 4 000 фунтов.
«Демоны Да Винчи». Сериал просуществовал всего три сезона. Но все равно запомнился — во многом благодаря итальянской парче, драгоценностям Медичи, венецианским плащам и маскам. Все это после окончания съемок поклонники сериала могли приобрести на интернет-аукционе. Некоторые костюмы были даже со следами крови — естественно, бутафорской.
«Виктория». По эпизодам сериала смело можно изучать историю британского костюма. Взять хотя бы подвенечное платье юной королевы Виктории: ведь действительно это именно она ввела в европейскую моду белые свадебные наряды, отказавшись от золота в пользу «девственных» кружев.
«Борджиа». «Знаете ли вы, что мужские панталоны в те времена были удивительно малы? Они выглядели почти как обычные современные мужские трусы!» — делится художник по костюмам Габриэлла Пескуччи впечатлениями об одежде эпохи Ренессанса.
Накануне съемок «Борджиа» итальянка проштудировала немало архивов, но все равно столкнулась с множеством трудностей. Главная заключалась в отсутствии нужных тканей и расцветок: сегодня такие не выпускают, поэтому текстиль заказывали на владеющих старинными технологиями фабриках в северной Италии и на Сицилии. Но даже их продукцию пришлось затем «состарить».
Второй проблемой стало неудобство нарядов. Костюм весил в среднем четыре килограмма, плюс головной убор в пять килограммов и несколько метров нижних юбок — представляете, как жарко было в этом облачении в разгар лета (снимали «Борджиа» в августе)?
А вот секрет обольщения от знатных итальянок. «Корсеты изготавливали из двух слоев ткани, сшитых вместе, и уплотняли с помощью костей животных — за счет этого они «выталкивали» грудь, бюст манил нежными округлостями, мягко выглядывающими из декольте», — рассказывает Пескуччи.
«Аббатство Даунтон». В эпоху позднего модерна английские леди переодевались по шесть раз в день, так что костюмер Кэролайн Маккол работала в авральном режиме. Но тем не менее не упустила ни одной детали — будь то вязанные крючком перчатки или почти полностью фиолетовый («в тон» имени) гардероб графини Вайолетт.
Что касается украшений, то они в сериале подлинные старинные: леди Мэри и Эдит шли к алтарю в диадеме 1880-х годов с бриллиантами в 45 карат.
«Великолепный век». Героев грандиозного турецкого шоу одевали сразу семь ловких портных. Они сшили несколько сотен нарядов и не экономили на специально заказанной ткани: на один кафтан султана уходило 6,5 метров шелка.
Критиков эти старания не впечатлили: все четыре сезона те ворчали, что костюмы не соответствуют историческим реалиям.
Но ведь никто точно и не знает, как на самом деле одевались в гаремах XVI века. «Вход туда был строго воспрещен. В нашем распоряжении было лишь несколько ветхих рисунков евнухов. Поэтому мы решили сшить костюмы, которые впечатлили бы современного зрителя, — красивые и сказочные», — объяснил главный дизайнер «Великолепного века» Сердар Башбуг.
Сокровища в сериале тоже ненастоящие: большинство украшений в кадре — бутафория. Что, впрочем, не помешало им стать must haves: одна турецкая ювелирная компания неплохо заработала на точной копии изумрудного кольца султана Сулеймана, которое он позже подарил рыжеволосой Хюррем.
«Викинги». Чтобы с иголочки одеть свирепых завоевателей, костюмер Джоан Бергин многие часы провела в музеях викингов в Скандинавии и Норвегии. В итоге легендарный Рагнар и его воины (помимо главного героя художнику предстояло нарядить полторы тысячи человек массовки) выглядят большими модниками: у них есть мех, кожа, твид, золотые нити и множество украшений.
Постарались и парикмахеры: хитросплетениям в волосах боевых подруг викингов позавидуют даже героини «Игры престолов».
«Царство». Костюмеры сериала весьма оригинально подошли к гардеробу Марии Стюарт и ее подруг. Те носят… платья нынешнего времени. Не обычные, разумеется, а самые царственные из коллекций Temperley London, Oscar de la Renta и Marchesa.
«Корона». Авторы постарались, чтобы гардероб экранной Елизаветы II ни в чем не уступал гардеробу британской монархини, которая, как известно, большая модница. В итоге наряды в кадре один в один повторяют реальные. Но чему удивляться, если девиз сериала звучит как «Power is always in style».
«Тюдоры». За костюмы Генриха VIII и его многочисленных жен костюмер Джоан Бергин трижды наградили премией «Эмми». И пусть критики до сих пор никак не угомонятся по поводу некоторых исторических неточностей — фэшн-настроение той эпохи передано так, что дух перехватывает.
«Игра престолов». За визуализацию жесткой мужской истории о битве за Железный трон отвечали женщины: художник-постановщик Джемма Джексон и художник по костюмам Мишель Клэптон. На их хрупкие плечи легла непосильная ноша: придумать (ведь «Игра престолов» — фэнтези) и воплотить в жизнь стиль каждого из Семи королевств — всем его подданным, включая знать и крестьян.
Но девушки блестяще справились, не споткнувшись даже на деталях. Наоборот: они в сериале особенно интересные. Например, синее платье Дейенерис Таргариен при ближайшем рассмотрении имеет «драконью» фактуру (она же Матерь Драконов). А на доспехах всех Ланнистеров красуются львы.