4 ноября | Наташа Архипова

Смотреть, но (не) трогать: Роберт Мэпплторп и искусство прикосновения

Роберт Мэпплторп — желание, эксперимент и тактильность. Желание — стать творцом во что бы то ни стало. Эксперимент — художник совмещал ассамбляжи, поэзию и коллажи, и способствовал восприятию фотографии как полноценного жанра искусства. Тактильность — начавшаяся с первого украшения и постепенно потерявшая свою осязательность. К дню рождения Мэпплторпа разбираемся, почему кажется, что на его работы не просто смотришь, а касаешься — одним лишь взглядом.

Что для тебя красота?

«Лиза Лайон», 1982 фото № 1
«Лиза Лайон», 1982
«Патти Смит» фото № 2
«Патти Смит»
Для Роберта — все. От классических форм, античных тел и строгих правил (Мэпплторп, кстати, выходец католической школы) до тела греческого бога, владелица которого — известная бодибилдерша восьмидесятых Лиза Лайон.

«Кен Муди и Роберт Шерман», 1984 фото № 3
«Кен Муди и Роберт Шерман», 1984
«Айра», 1979 фото № 4
«Айра», 1979
Случайно пойманная эмоция античного театра на смазанном вечеринками лице и взгляд девушки, которая влюблена (здесь — Патти Смит) и оттого тревожна — власть над ней в его руках. Красота для Мэпплторпа — это сила. Она есть во всем, но не у каждого. И она всегда живая, ощущаемая, осязаемая.

«Джеймс Форд»,  1979 фото № 5
«Джеймс Форд», 1979
«Джилл Чепмен и Кен Муди», 1983 фото № 6
«Джилл Чепмен и Кен Муди», 1983
Говорят, что без Сэма Уэгстаффа, его старшего покровителя, Мэпплторп не стал бы тем художником, которого мы знаем. Но его секрет был в другом — он брал красоту, в том числе свою, смешивал ее со страхом, силой и табу, и находил тех, кому такая красота ближе. И это сработало.

Вера в форму

«Лентяй», 1988 фото № 7
«Лентяй», 1988
«Эрмес», 1988 фото № 8
«Эрмес», 1988
Прикроватные книги Роберта — фотографии античных статуй, работы Микеланджело и Рафаэля. Для него скульптура — холодная телесная пластика, где нет человеческого тепла. Но те же качества он находит в природе: в растениях, фруктах, животных. Его изображения — не просто академическая фиксация формы, а попытка передать физическое ощущение.

«Клубника», 1985 фото № 9
«Клубника», 1985
«Лягушки», 1984 фото № 10
«Лягушки», 1984
Вкус клубники, холод мрамора, липкость лягушки — за каждым объектом стоит не сюжет, а чувство. Он словно пытается оживить форму, вернуть ей телесность, вытесненную культурой.

Он где-то здесь

«Автопортрет», 1977 фото № 11
«Автопортрет», 1977
Без названия фото № 12
Без названия
Когда Патти узнала о смерти Роберта, в комнате работал телевизор — началась ария “Vissi d’arte”. Она закрыла глаза; пока с ней искусство — он тоже с ней. Так работают и фотографии Мэпплторпа — ему и его героям не нужно быть в кадре, чтобы зафиксировать себя. В кадре должен быть зритель — чтобы их почувствовать.

«Лиза Лайон» фото № 13
«Лиза Лайон»
«Мелоди (Туфля)», 1987 фото № 14
«Мелоди (Туфля)», 1987
Внимание к деталям, выбор ракурса и света делают фотографию субъективной, даже если на первый взгляд она кажется документальной.

Это то, о чем ты думаешь

«Цветок», 1985 фото № 15
«Цветок», 1985
«Тюльпан», 1984 фото № 16
«Тюльпан», 1984
Любимое состояние Мэпплторпа — расщепление. Он обычный — он в трансе. Он божественный — он ведом дьяволом. Сам Роберт говорил: «Церковь привела меня к Богу, а искусство — к дьяволу». В этой дуальности он и жил — между верой и искушением, между сакральным и телесным.

«Калла», 1983 фото № 17
«Калла», 1983
«Антуриум», 1988 фото № 18
«Антуриум», 1988
Такую же двойственность он наделяет цветами: есть свободные, есть подаренные, есть редкие, есть доступные. Но одно в них общее — и цветы, и Роберт живые.А жизнь — это жажда, страсть и риск, приятно отдающий внизу живота.

Он ищет ощущение жизни. И потому, глядя на его цветы, мы не видим — мы касаемся.

«Автопортрет» фото № 19
«Автопортрет»
«Калла», 1985 фото № 20
«Калла», 1985

Источник фотографий: Robert Mapplethorpe Foundation, соцсети: @robertmapplethorpefoundation


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147