4 ноября | Наташа Архипова
Смотреть, но (не) трогать: Роберт Мэпплторп и искусство прикосновения
Роберт Мэпплторп — желание, эксперимент и тактильность. Желание — стать творцом во что бы то ни стало. Эксперимент — художник совмещал ассамбляжи, поэзию и коллажи, и способствовал восприятию фотографии как полноценного жанра искусства. Тактильность — начавшаяся с первого украшения и постепенно потерявшая свою осязательность. К дню рождения Мэпплторпа разбираемся, почему кажется, что на его работы не просто смотришь, а касаешься — одним лишь взглядом.
Что для тебя красота?
Для Роберта — все. От классических форм, античных тел и строгих правил (Мэпплторп, кстати, выходец католической школы) до тела греческого бога, владелица которого — известная бодибилдерша восьмидесятых Лиза Лайон.
Случайно пойманная эмоция античного театра на смазанном вечеринками лице и взгляд девушки, которая влюблена (здесь — Патти Смит) и оттого тревожна — власть над ней в его руках. Красота для Мэпплторпа — это сила. Она есть во всем, но не у каждого. И она всегда живая, ощущаемая, осязаемая.
Говорят, что без Сэма Уэгстаффа, его старшего покровителя, Мэпплторп не стал бы тем художником, которого мы знаем. Но его секрет был в другом — он брал красоту, в том числе свою, смешивал ее со страхом, силой и табу, и находил тех, кому такая красота ближе. И это сработало.
Вера в форму
Прикроватные книги Роберта — фотографии античных статуй, работы Микеланджело и Рафаэля. Для него скульптура — холодная телесная пластика, где нет человеческого тепла. Но те же качества он находит в природе: в растениях, фруктах, животных. Его изображения — не просто академическая фиксация формы, а попытка передать физическое ощущение.
Вкус клубники, холод мрамора, липкость лягушки — за каждым объектом стоит не сюжет, а чувство. Он словно пытается оживить форму, вернуть ей телесность, вытесненную культурой.
Он где-то здесь
Когда Патти узнала о смерти Роберта, в комнате работал телевизор — началась ария “Vissi d’arte”. Она закрыла глаза; пока с ней искусство — он тоже с ней. Так работают и фотографии Мэпплторпа — ему и его героям не нужно быть в кадре, чтобы зафиксировать себя. В кадре должен быть зритель — чтобы их почувствовать.
Внимание к деталям, выбор ракурса и света делают фотографию субъективной, даже если на первый взгляд она кажется документальной.
Это то, о чем ты думаешь
Любимое состояние Мэпплторпа — расщепление. Он обычный — он в трансе. Он божественный — он ведом дьяволом. Сам Роберт говорил: «Церковь привела меня к Богу, а искусство — к дьяволу». В этой дуальности он и жил — между верой и искушением, между сакральным и телесным.
Такую же двойственность он наделяет цветами: есть свободные, есть подаренные, есть редкие, есть доступные. Но одно в них общее — и цветы, и Роберт живые.А жизнь — это жажда, страсть и риск, приятно отдающий внизу живота.
Он ищет ощущение жизни. И потому, глядя на его цветы, мы не видим — мы касаемся.
Источник фотографий: Robert Mapplethorpe Foundation, соцсети: @robertmapplethorpefoundation
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess



















