9 октября 2020 | Татьяна Паласова
Триумфы, дебюты и актерские подвиги: все итоги 42-го Московского кинофестиваля
Вчера в концертном зале «Россия» состоялось торжественное закрытие 42-го Московского международного кинофестиваля. Сказать, что мероприятие прошло при полном аншлаге, нельзя — в зале жестко соблюдалась социальная дистанция, из-за чего многие места оставались свободными, но тем выше был градус закрытости и эксклюзивности вечера.
Динамичную церемонию провел Алексей Агранович, а за великолепное музыкальное оформление вечера отвечали певица Анастасия Лютова и группа «Лютый бэнд». Первым делом ведущий поздравил с наступающим 75-летием президента ММКФ Никиту Сергеевича Михалкова, совершил обзорную экскурсию по импровизированной галерее с наградами киносмотра, по традиции изготовленными мастерами дома Chopard, и только после этого стал вызывать на сцену спикеров. Перед выходом каждого гостя ведущий заботливо опрыскивал антисептиком микрофон.
Лауреаты шести номинаций были награждены серебряными «Святыми Георгиями». Первый из них продюсер Марина Жигалова, член жюри конкурса короткометражного кино, передала команде фильма «Боюсь забыть твое лицо» египетского режиссера Самеха Алла. К сожалению, создатель ленты не смог лично присутствовать на церемонии, и отвезти ему награду на родину вызвалась член ФИПРЕССИ (Международной федерации кинопрессы), кинокритик из Египта Амал Эль Гамал. Что касается конкурса документального кино, то председатель его жюри Юрий Ермолин признался: «Трудно было выбирать между яблоком и апельсином». Так оператор подчеркнул разножанровость представленных работ. Однако в итоге решение было принято единогласно, и награда ушла корейскому фильму «Ноктюрн» о талантливом музыканте с расстройством аутистического спектра. Режиссер картины Гванчо Чон уже 20 лет в профессии, но эта работа стала его первым полным метром — за него приз приняла полномочный министр, советник посольства Республики Корея, директор Культурного центра корейского посольства Ви Мен Чже. Корейское кино, сложное и самобытное, стремительно набирает обороты популярности во всем мире — вспомнить хотя бы получивший «Оскара» фильм «Паразиты». Похоже, вслед за игровыми фильмами из Южной Кореи заметными становятся и документальные ленты.
Приз за лучшую мужскую роль достался израильскому актеру Гуру Бентвичу за фильм «Как сыр в масле». Интересно, что он же и снял эту картину про кинорежиссера на грани нервного срыва. В ответ на награду Бентвич записал видеопослание для гостей церемонии из согретого солнцем Тель-Авива. Перед тем как назвать имя лучшей актрисы, кинокритик из Великобритании Брайан Вайнер намекнул, что эта девушка пока малоизвестна даже на родине и находится в самом начале творческого пути, но очевидно добьется больших высот. Тот, кто дисциплинированно посещал кинопоказы в течение недели, тут же понял, что речь идет о его соотечественнице Меган Первис, исполнившей главную роль в драме «Хильда». Актриса сыграла юную девушку, жертву тяжелых семейных обстоятельств и ошибок социальной системы, которая вынуждена выбирать между своей мечтой танцевать и долгом помогать родным. «Вы не представляете, как она пахала еще за год до начала съемок!» — признался со сцены режиссер картины Риши Пэлэм, получавший статуэтку за Меган. Учитывая то, что в картине много хореографии, можно догадаться, что речь о работе не только над образом, но и над идеальной танцевальной техникой. К слову, собственная награда Пэлэма тоже не заставила себя ждать: он получил серебряного «Святого Георгия» за режиссерскую работу. Кроме того, картина «Хильда» была удостоена приза жюри ФИПРЕССИ в рамках киносмотра, о чем стало известно накануне.
Специальным призом жюри был награжден фильм «В тени» турецкого режиссера Эрдема Тепегеза. «Этот фильм показывает, что даже в самые темные моменты мы можем увидеть свет», — сказал со сцены член жюри основного конкурса Александр Йордаческу, объясняя общий выбор судейской комиссии. Еще один важный специальный приз — за многолетнее служение кино — получила режиссер и народная артистка РФ Светлана Дружинина. Она должна была принять статуэтку из рук актрисы Марины Александровой, однако из-за высокой занятости не смогла посетить церемонию и отправила записку. В послании, озвученном Алексеем Аграновичем, Светлана Сергеевна поблагодарила Марину Александрову за роль Екатерины Великой в сериале «Екатерина» и пару раз ловко пошутила, что заставило актрису вспомнить о КВНовском прошлом режиссера. «Вселенная ее кинофильмов не менее значима, чем вселенная супергероев», — подчеркнула Александрова. Награду за режиссера принял Дмитрий Харатьян, романтичный Алеша Корсак из легендарной картины Дружининой «Гардемарины, вперед!».
Когда подошло время раскрыть главную интригу и назвать лучший фильм кинофестиваля этого года, на сцену был приглашен председатель жюри основного конкурса Тимур Бекмамбетов. «Это приз не за режиссерское мастерство, а за послание, которое картина передает своим зрителям. «Мы живем в непростое время, но самый большой грех — это грех уныния. Были времена и пострашнее», — сказал он. На этих словах догадки зрителей кинофестиваля подтвердились: жюри присудило золотого «Святого Георгия» фильму «Блокадный дневник», уникальному художественному произведению, созданному по мотивам дневников Ольги Берггольц и других свидетельств блокадников. На сцену режиссер Андрей Зайцев поднялся вместе с исполнительницей главной роли Ольгой Озоллапиня — у обоих в глазах стояли слезы. Совместный выход неслучаен: автор картины подчеркнул, что без участия Ольги, без ее эмоционального переживания тяжелейшей роли ленты бы не было.
По сюжету, в первую и самую холодную блокадную зиму изможденная девушка (прототипом героини стала сама Ольга Берггольц) идет через весь Ленинград к своему отцу, чтобы попрощаться и попросить у него прощения перед смертью. По пути она хоронит мужа, встречает «поленницу» из трупов, натыкается на обессиленных жителей города, попадает под обстрел, засыпает в промерзшем трамвае и просыпается на кладбище. В начале фильма зрителей предупреждают, что все истории происходили на самом деле, поэтому и фильм воспринимается почти как документальный. А вот укрытые снежной шубой улицы Ленинграда, дома в монструозных сосульках, запорошенные телефонные будки и скованная льдом Нева выглядят фантастически — авторам удалось создать свое жуткое белое королевство смерти, по которому шагает бесстрашная Герда. Режиссер рассказал, что съемки продолжались около трех месяцев, и все это время актриса каждый день должна была убеждать себя в том, что сегодня умрет, потому что в этом уверена ее героиня. Для того чтобы ее лицо выглядело опухшим от голода, замерзшим, не по возрасту постаревшим, ее сильно гримировали, и Ольга привыкала к новому облику — кажется, ей до сих пор непросто даются улыбки. В своей речи Андрей Зайцев выразил сожаление, что о блокаде Ленинграда сегодня практически ничего не известно за границей — его иностранные коллеги не могли понять, о чем он собирается снимать свою картину, когда он брался пересказывать сюжет. «Она осталась понятна только нам», — горько заметил режиссер. Свое выступление он завершил чтением стихотворения Корнея Чуковского «Ленинградским детям», которое поэт написал сразу после снятия блокады в 1944 году. В стихах поэт обещает, что дети блокады, когда вырастут, станут героями для всего мира.
Важно, что в тот же день, но задолго до церемонии закрытия и еще не зная о выборе жюри, журнал U magazine сделал свой выбор и вручил собственную ежегодную премию, хрустальную стауэтку Baccarat в виде звезды, Ольге Озоллапиня. Посмотрев «Блокадный дневник» в первые дни кинофестиваля, мы моментально приняли решение, а во время сеансов других картин только убеждались: второго примера такой же впечатляющей актерской работы нет. Мы уверены, что участием в «Блокадном дневнике» актриса открыла дверь в масштабные будущие проекты. И мы их с нетерпением ждем!
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess