27 марта 2019
Странное искусство: как художники продают невидимые картины
Мы попросили Люси Виноград, арт-дилера и основательницу образовательного проекта в сфере искусства Everal Circle, рассказать про удивительное и непонятное в мире современного искусства.
Многим кажется, что современное искусство с его шокирующими перформансами и странными арт-объектами больше похоже на шутку и издевательство, в отличие, например, от классических работ того же самого Леонардо да Винчи. И действительно, мы видели немало примеров, когда за баснословные деньги продавали воздух или груду кирпичей.
У многих оно вызывает абсолютное непонимание, ведь с детства нам прививают то, что искусство должно быть прекрасным, а когда оно пугающее и уродливое — это вызывает определенный диссонанс.
Следует отметить — современное искусство больше про смыслы. При его оценке важно понимать, насколько оно революционно для своего времени и почему оно просто обязано оставить свой след в истории искусства.
Художники всегда искали способы выразить себя и расширить границы восприятия окружающего мира. В отличие от классической школы, которая требовала писать картины на мифологические, религиозные или античные темы, новое поколение художников хотело изображать свой взгляд на мир и актуальные для них сюжеты.
Сегодня мы поговорим про самые необычные, порой пугающие и общественно-значимые произведения современных художников.
Невидимая картина Ива Кляйна
Ив Кляйн известен не только тем, что зарегистрировал свой собственный синий цвет как торговую марку, но и тем, что создал и, главное, продал невидимую картину. Все началось с того, что в своих работах он пытался высвободить первоначальное состояние материи и сформировал свое собственную концепцию нематериального искусства. Эти идеи были воплощены на выставке «Пустота», где не было ничего, кроме белых стен галереи и пустого стеклянного шкафа. Любопытным было то, что он устроил небывалую шумиху вокруг этой выставки и в день мероприятия у входа в галерею толпилось около 300 человек в ожидании увидеть пустое пространство.
Удивительно, но на невидимую картину нашелся покупатель. Так как пустота — это отсутствие материального, то и покупатель должен был отказаться от материального — денег. Оплатить картину можно было лишь слитками золота, которые сразу же выбрасывались в никуда — реку Сену, а бумага, подтверждающая продажу, после выполненного ритуала сжигалась. Получалось, что у покупателя и продавца не оставалось материального подтверждения сделки, что было очень символично. Самым знаменитым покупателем был философ Альбер Камю, которому была близка тема экзистенциализма.
«Бесконечность» Романа Опалки
Французский художник Роман Опалка был, пожалуй, одним из самых последовательных и скрупулезных художников нашего времени. Всю свою сознательную жизнь он рисовал нечто неосязаемое и ускользающее — бесконечность. Начиная с 1965 года художник изображал на черном холсте последовательность цифр: 12345678910111213141516, — и так как чисел было великое множество, после того как заканчивался очередной холст, он продолжал эту последовательность на новом.
В этом произведении было много символичного: художник всю жизнь рисует цифры, а, когда он умрет, числа не закончатся. Последней цифрой великого концептуалиста была 5 607 249.
«Ритм 0» и «Губы Томаса» Марины Абрамович
Марина Абрамович — сербская художница и автор многочисленных перформансов, исследующих взаимоотношения между художником и аудиторией.
Один из самых первых и сложных перформансов «Ритм 0» произошел в 1974 году. Он исследовал поведение толпы при состоянии полной вседозволенности и отсутствии сопротивления. По задумке художницы, она должна была провести шесть часов в неподвижном состоянии, а толпа вокруг могла делать все что заблагорассудится. Вокруг себя художница разложила 72 различных предмета, которые могли использовать посетители. Среди них были безобидные предметы и крайне опасные, например, пистолет. Сначала зрители вели себя скромно, но с течением времени они становились все агрессивнее: начали резать одежду на художнице, втыкали шипы в ее живот, а один из посетителей направил на нее дуло пистолета. По прошествии шести часов художница встала и пошла по направлению к толпе, и те, кто совсем недавно издевался над ней, разбежались, увидев от нее малейшее сопротивление. Этот перформанс продемонстрировал, насколько агрессивными и жестокими могут быть люди при отсутствии сопротивления со стороны жертвы и ощущении своего тотального превосходства.
«Губы Томаса» — еще один яркий проект. Это политический перформанс, в ходе которого художница выпила литр красного вина с медом, вырезала у себя на животе пятиконечную коммунистическую звезду, выпорола себя и обнаженной легла на ледяной крест. По словам самой Марины Абрамович: «Сейчас я смотрю на этот перформанс как на что-то очень биографичное: в нем смешалось все — коммунистическое прошлое, югославское происхождение и православные корни, вино и мед». Перформанс прервали сами зрители, так как художница потеряла сознание от боли.
«Все, с кем я спала» и Трейси Эмин
Английская художница Трейси Эмин в 1995 году создала один из своих известнейших арт-объектов — Everyone I Have Ever Slept With 1963–1995 («Все, с кем я спала, 1963–1995»). По форме он напоминал палатку, внутри которой можно было увидеть 102 имени, с которыми художница спала в прямом смысле этого слова: любовники, бабушка, брат-близнец и ее не рожденные дети.
В данной работе была исследована и обозначена тема близости, несмотря на то что многие рассматривали ее как манифест сексуальной свободы. Позднее работа была куплена Чарльзом Саатчи и выставлялась им как часть личной коллекции на одной из знаковых для «Молодых британских художников» выставке Sensation в 1997 году.
«Внутреннее напряжение» Ваафа Билал
В произведениях художники отображают свое восприятие современного мира. Американский художник иракского происхождения Ваафа Билал известен как автор перформансов, некоторые из которых связаны с войной в Ираке. Один из них Domestic Tension («Внутреннее напряжение») 2007 года. В течение месяца за Билалом и его жизнью можно было круглосуточно наблюдать через подключенную веб-камеру, которая была синхронизирована с пейнтбольным ружьем, и любой пользователь мог выстрелить из него в художника. Целью этого перформанса было показать, каково это — жить под постоянным прицелом. Художник проводил аналогию с войной в Ираке и авиационными и ракетными ударами американской армии. За 30 дней в него выстрелили порядка 60 000 раз посетители сайта из 120 стран.
Источник фотографий: Архивы пресс-служб
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess