2 июля 2019
Римские каникулы: как современное искусство Италии уживается с памятниками старины
Рассказываем, какой пункт стоит добавить в маршрут «Колизей — фонтан Треви — Ватикан», чтобы понять современный Рим.
Туристу в Риме не предоставляется выбора: история Италии сама строит за него маршрут. В какое бы время года мы ни оказались в Вечном городе, трепет перед стариной сам несет нас к Колизею или базилике Святого Петра, к Римскому форуму или фонтану Треви. Масштаб величия памятников государства с такой древней историей не дает возможности современной культуре быть услышанной на улицах города. А ведь современная культура у Рима есть, и она процветает.
В 2010 году в северной части итальянской столицы был открыт «Национальный музей современного искусства ХХI века», или коротко MAXXI, архитектором которого выступила гениальная Заха Хадид. Сейчас это футуристичное здание считается одним из лучших творений ирако-британского архитектора, а также местом процветания современной культуры Рима и Италии в целом.
Спустя два года после открытия музей столкнулся с проблемой финансирования: государство сократило предоставляемый бюджет на 40%, сославшись на увеличивающиеся долги музея. Подобное положение MAXXI объяснялось непопулярностью музея среди туристов и местных жителей. Конкурировать с древними реликвиями было сложно: столкнуться с футуристичным музеем с современной экспозицией можно практически в любой цивилизованной столице мира, а увидеть своими глазами древнейшую арену для гладиаторских боев или собор, построенный самим Микеланджело, — только в Риме.
Архаичность Вечного города породила желание современного искусства быть услышанным, а потому руководителям музея необходимо было действовать. Еще в 2012 году MAXXI сменил арт-директора, пригласив на эту должность китайского куратора Хоу Ханру, занимающего эту позицию и по сей день. Свою кураторскую деятельность Ханру начал с того, что предоставил жителям Рима и его гостям познакомиться с искусством азиатских стран. Среди его первых выставок были репрезентации корейского и японского искусств. «Италия — это страна эмиграции. Это страна, которая находится на границе Европы и постоянно сталкивается с наплывом людей из африканских, азиатских и средиземноморских стран, поэтому она всегда была переходным местом. Передо мной стояла задача создать соответствующую культурную, художественную платформу для этого перехода».
MAXXI включает в себя несколько отделов: искусство, архитектура, образовательный и исследовательский центры. С момента кризиса музей не только усовершенствовал свои кураторские стратегии, но и огромное внимание уделил образовательной функции. В здании MAXXI расположены библиотека, исследовательский и архивный центры. Также музей выпускает собственные книги по искусству. Подобные образовательные проекты успешно сказываются на популярности музея: за 2018 год более 23 тысяч студентов прошли курсы MAXXI и более 13 тысяч посетителей были зарегистрированы в библиотеке. Ежедневно в музее проходят около 15 образовательных курсов, среди которых занятия не только по искусству, но также и по филологии и литературе.
Приехать в Рим и не посетить хотя бы одну его достопримечательность считается моветоном или катастрофической нехваткой времени. Но приехать в Рим и уделить внимание лишь традиционным достопримечательностям этого города, игнорируя его современную культуру, так же неуважительно, как кричать в Сикстинской капелле. Рим — это самобытный, ни на что не похожий город, в котором отчетливый голос древности пытается мириться с нарастающим шепотом современности. И только человек может сделать так, чтобы картина восприятия Вечного города стала цельной.
Материал подготовила Алена Казачек
Источник фотографий: Getty
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess