24 марта 2019 | Татьяна Паласова
Почему нужно смотреть спектакль «Зарница» в Центре Мейерхольда
Спектакль «Зарница» — театральный эксперимент Мастерской Брусникина и режиссера Юрия Квятковского в Центре им. Мейерхольда — собрал аншлаг на премьере и обещает sold out в течение сезона. Мы поговорили с исполнителями главных ролей — Тасо Плетнер и Богданом Кибалюком — о феминизме, свободе и разрушительной силе любви.
У людей из Москвы будущего все под контролем: они говорят ритмичными стихами, вызывающими ассоциации с советскими лозунгами, подчиняются рассекающему на сегвее главе православной полиции и послушно влюбляются только в правильных партнеров противоположного пола. Но в заколдованном лесу, где проводится военно-патриотический квест для подростков «Зарница», правила вдруг перестают работать: подвыпившая русалка пускает в глаза девочке Яре волшебную пыль, и та становится одержима любовью к Марусе, тайком пробравшейся в лес вслед за братом Яры. Все это было бы забавно, если бы поднятые в спектакле «Зарница» вопросы не вписывались так четко в современный социальный контекст.
Сыгравшим в постановке актерам чуть за 20, и все проблемы, выведенные на авансцену в пьесе Андрея Родионова и Екатерины Троепольской, касаются их лично. Тасо Плетнер (зачарованная Яра) признается, что биологический пол партнера для нее не имеет никакого значения, как становится он не важен и для ее героини, и что переживать чувство неконтролируемого влечения ей приходилось не раз. «Для меня любовь — это разрушительная сила, но она дает мне единственную правду, истину, которая делает весь окружающий мир простым. Но спектакль-то на самом деле не об этом. Если бы это был спектакль про любовь, отношения не обязательно стали бы вызовом системе», — говорит она.
Тогда в чем суть? Может быть, в том, что гендерную революцию ветром перемен несет с Запада на Восток, но мы к ней все еще не готовы? Неслучайно ведь эта «комедия положений» начинается с того, что близнецы Яра и Ярослав меняются одеждой — символом своего пола и единственным, что дает возможность различать их, — но заметившие путаницу взрослые хотят срочно исправить ситуацию: девочке вернуть «платье», мальчику — «костюм». Тасо давно увлечена идеями равенства полов и готова рассуждать на эту тему всерьез, только вот слушатели пока ее подводят: «О феминизме говорить сложно, это слово даже в творческой среде считается раздражающим, каждый день сталкиваешься с обесцениванием проблемы. А я знаю, к чему может привести бытовой сексизм, и не могу молчать. Проблема в том, что говорю я об этом слишком горячо, но сейчас главное — продолжать». Нет, «Зарница» для Тасо не история про женщину и ее права — такую она обещает рассказать сама, когда займется режиссурой.
Богдан Кибалюк, исполнивший роль брата Яры, отвечает на мой вопрос о смысле постановки не раздумывая: мораль «Зарницы» в том, что каждый должен жить так, как велит сердце. Простой совет «будь самим собой» Богдану часто давал его мастер, Дмитрий Владимирович Брусникин, и именно это он считает главным в актерской работе — да и не только в ней: «Ты можешь любить, кого хочешь, делать, что хочешь, не нарушая, конечно, закон, но и не слушая всяких "леших"». Однако, выражая свои взгляды, Богдан, как и Тасо, порой сталкивается с непониманием. Например, когда говорит, что не сведет татуировку в виде карты Украины, его родной страны. А еще он страстно хочет путешествовать и стал думать о поездках за границу чаще, с тех пор как появились препятствия: актер вспоминает, как в посольстве Чехии в Москве ему не стали делать визу, так как Евросоюз не признает Крым, где он родился и вырос, территорией России.
Впрочем, пока Богдану и Тасо не до путешествий: весной спектакль сыграют еще несколько раз. «Зарница» открыта для интерпретаций, и у каждого она своя. Моя — прежде всего о свободе выбора. Уверена, ради нее Яра и Ярослав, как и сыгравшие их актеры, готовы пойти на многое. И в Москве будущего, и прямо сейчас.
Юрий Квятковский о спектакле «Зарница»
Режиссер смелой и зрелищной постановки расставил все точки над ‘i’.
О форме
Стихотворная драматургия – явление уникальное, поэтому, когда появляется новая пьеса, которую написали наши современники, ее тут же хочется поставить. Небытовая речь на театральной сцене исторически выглядела гармонично, но в наше время, когда вокруг столько документального материала, она получает совсем другие смыслы. Кроме того, «Зарница» вписывается в жанр театрального сериала, поскольку это, безусловно, попытка придумать что-то во Вселенной спектакля Мастерской Брусникина по пьесе тех же авторов, Андрея Родионова и Екатерины Троепольской, «Сван». Можно назвать это трендом, ведь сегодня все смотрят сериалы, а недавно появился пример «Дао», который показал нам, что такая форма востребована и в авторском кино. Театр не исключение.
О содержании
Спектакль рассказывает историю про скрепы, ярлыки и страхи - навязанные, но никак не продиктованные природой. Представьте, приходит какой-то Зарница и начинает диктовать свои странные правила, заставляет всех говорить стихотворными лозунгами. Но в то же время мы знаем, что формировать будущее, опираясь на прошлое – это утопия. Вот этот конфликт и лежит в основе пьесы. Можно здесь увидеть и столкновение либеральных ценностей с традиционными. Словом, затронуты конфликты, которые мы внутренне проживаем прямо сейчас. Тем временем, главная задача Мастерской Брусникина, так уж сложилось, состоит в том, чтобы исследовать реальность, процессы в обществе, искусстве, культуре, именно поэтому постановка очень органично вписалась в репертуар театра.
О роли театра
Театр не может быть про пропаганду. Если он и должен транслировать какие-то мысли, то это поддержка всего, что связано с меньшинством. Почему? Вспомните, все самое страшное, что происходило в 20-ом веке, было с одобрения большинства. Театр – то место, где поддерживают инаковость, и спектакль, по сути, тоже об этом.
Ближайшие показы спектакля «Зарница» состоятся 28 апреля, 17 и 18 мая на сцене Центра имени Вс. Мейерхольда.
Автор: Татьяна Паласова
Фотограф: Игорь Клепнев
Стилист: Эля Гаевская
Макияж и прическа: Ксения Ярмак
Ассистент стилиста: Дарья Матвеенко
Ассистент фотографа: Илья Купцов
Продюсер: Ксения Васильева
Источник фотографий: Игорь Клепнев
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess