17 июня | Яна Ковтюх
Марина Звягинцева: «Так хочется, чтобы в городе стало больше искусства о светлых чувствах»
В «Саду Бенуа» на севере Санкт-Петербурга прошло открытие паблик-арт инсталляции Марины Звягинцевой «Эмоциональный полив». Поговорили с художницей о том, что же такое «паблик-арт», об идее проекта и эмоциях, которые он вызывает
Что такое «паблик-арт» и почему вы выбрали именно это направления в своем творчестве?
Паблик-арт — это искусство, которое, в первую очередь, меняет пространство. Искусство очень непростое, потому что оно находится в открытом доступе для всех людей, от малышей до серебряного возраста, и захват внимания зрителя — отдельная сложная задача. Public Art — это пряная специя для города: если ее добавить в пищу, вкус окружающей среды изменится. Мой первый проект в паблик-арте перекликается с инсталляцией «Эмоциональный полив» в Петербурге в восстановленном Саду Бенуа. Но тогда, в 2007 году, из руин рождалась новая московская легенда, центр современного искусства Винзавод, и начиналась она с выставки «Верю». Я вышла впервые на улицу, чтобы создать «Перекресток веры» — арт-объект, предваряющий путешествие зрителя по арт-кластеру. В месте, где нет автомобильного движения, появился перекресток с черным квадратом посередине и светофором. Люди шли на открытие выставки и неожиданно останавливались на красный сигнал светофора, не могли понять, что происходит и почему. Самое интересное, что программа светофора сбилась и он постоянно светил красным. Это был и мой первый уличный проект, и первый уличный проект для самого Винзавода.
На открытии паблик-арта вы говорили, что это первый ваш проект в северной столице. Почему для своей работы вы выбрали Сад Бенуа?
Петербург у меня вызывает огромное количество эмоций, особенно как у художника. Первое мое самостоятельное студенческое путешествие в другой город было именно в Петербург. Я бесконечно гуляла по улицам и старалась «впитать» атмосферу города. И в каждый приезд в северную столицу для меня открываются новые культурные слои.
Елена Плахтий, директор общественного пространства «Бенуа 1890», рассказала о Benua Art Garden, как о галерее под открытым небом на севере Петербурга, сделав особый акцент на ценности взаимодействия жителей района и гостей Петербурга с искусством. Я увидела Сад Бенуа январским солнечным днем — он был белый-белый. И мне показалось, что ему не хватает цвета и… цветов. Как оказалось, летом парк покрывается зеленью, но цветов в нем действительно нет.
Это было неожиданное предложение ко мне от Елены и Андрея Лушникова создать паблик-арт инсталляцию за несколько месяцев к началу лета. В паблик-арте редко бывают экспромты, поэтому даже само предложение прозвучало как эмоциональный всплеск!
Расскажите, как появилась идея проекта «Эмоциональный полив»?
Когда я впервые услышала название «Сад Бенуа», то сразу возник образ цветов, а цветы всегда вызывают эмоции. Да и вообще все проекты, которые касаются природы, вызывают особенные чувства. Моя любимая стихия — это вода, а Санкт-Петербург — город дождей, и именно дождь в нем — главный художник. У меня появилось желание отразить в проекте водную стихию Петербурга, но со знаком плюс. Поэтому в «Эмоциональном поливе» вы не найдете отрицательных эмоций, только позитивные: нежность, вдохновение, эмпатия, спокойствие и эйфория.
Когда я пытаюсь представить себе, как выглядит эмоция, первой частью ее образа является цвет. Та же эйфория для меня — это оранжевый закат над синим морем с вкраплением черного и белого. Вода течет (художник работает в авторской технике «биотипия» на текущей воде — примечание редакции) и каждую секунду набор красок создает свое уникальное сочетание, оставляя отпечаток и на цветах, и на водокачке. И если цветы как образ возникли сразу, то гидранты появились позднее. В ресторане «Ферма», который находится в Саду Бенуа, я обратила внимание на бидоны, которые отсылают к молочной ферме. Они были интегрированы в интерьер как светильники и в сервировку — в них приносили сметану. Я рассматривала фотоальбом с архивными фотографиями знаменитой фермы Бенуа и мне захотелось проявить этот слой в своем произведении. К цветам захотелось добавить ноту — водокачки как символ прошлого века. Тогда люди для обмена новостями и эмоциями собирались не в чатах социальных сетей, а у водных колонок. Это было местом встречи. У водокачек есть интерактивный элемент: их можно качать. Получается, что из земли, из ее культурного слоя мы «качаем» эмоции — и надо приложить усилие, чтобы «влить» их в сегодняшний день.
Что вдохновляло вас при создании инсталляции?
История Сада Бенуа. Меня вдохновило, что люди восстанавливали разрушенные постройки молочной фермы Бенуа и вложили много своих эмоций. Вдохновила история, как Андрей Лушников собирал оригинальные кирпичи для реконструкции зданий, как восстанавливал полностью из руин деревянный двухэтажный дом с башней. И восхищает, как Елена с Андреем сохраняются культурный слой этого места и наполняют его новыми смыслами с помощью современного искусства.
Какие проекты ждать в будущем?
Я смотрю в сторону китайского искусства. Мне близка их философия: они прислушиваются к природе и не навязывают ей представление, а берут соавтором. И мне это очень близко — вода у меня как соавтор произведения искусства. Я не навязываю ей свое видение, а слушаю, что она мне говорит. Из ближайшего будущего, я надеюсь, что удастся воплотить в паблик-арте такое сложное чувство как любовь. Для меня, как для художника, это вызов — отразить ее через новые формы, обходя банальные образы — сердца и навесные замочки. Так хочется, чтобы в городе стало больше искусства о светлых чувствах.
Источник фотографий: Егор Глагольев
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess