28 сентября 2001
Как устроен Фонд поддержки и развития современного искусства MaxArt: интервью с художницей Полиной Шкапиной
Фонд поддержки и развития современного искусства MaxArt отмечает первый день рождения. Только год назад он заявил о своем открытии подземной выставкой, а сейчас уже выделяет гранты и во второй раз открывает двери собственной арт-резиденции для молодых художников. U magazine встретился с командой фонда и его резидентами, чтобы зарядиться творческой энергией и чуть заглянуть в будущее
Май 2021-го. Москва, метро «Новокузнецкая». На глубине 43 метров, в музее современной фортификации «Бункер 703», расположились картины и инсталляции тридцати современных художников. Это Hidden Places, одна из крупнейших на сегодняшний день российских site-specific-выставок. Такой формат подразумевает тесное взаимодействие автора с контекстом и создание работ, призванных существовать в каком-то определенном месте. Именно на предметноориентированном искусстве собираются делать акцент основатели нового Фонда MaxArt предприниматель Максим Агаджанов, художница Евгения Воронова и куратор Полина Могилина. Hidden Places — их первый проект.
Май 2022-го. Санкт-Петербург, Литейный проспект. Бывший княжеский особняк XIX века, с помощью картин и видеоарта погрузившийся в полуфантастическую тревожную атмосферу. Здесь проходит вторая выставка фонда — «Монстры под кроватью», — про трансформацию детских страхов и травм. MaxArt — уже узнаваемый бренд и серьезная культурная институция, заявившая о себе на Коми-биеннале и ярмарке современного искусства blazar. Ее цель, помимо организации site-specific-проектов, — поддержка начинающих художников и предоставление им площадки для развития. Одним из главных достижений фонда его основатели считают открытие художественных резиденций, где авторы могут сконцентрироваться на реализации своих проектов, расширить кругозор и выстроить нетворкинг в арт-сообществе. Попасть в резиденцию могут только пять человек: их отбирает приглашенное жюри. Каждому участнику фонд выделяет стипендию, обеспечивает питание и организует рабочее место в мастерских. Работа длится пять месяцев, после чего по одному произведению от каждого резидента отправляется в коллекцию MaxArt, а сами художники получают возможность продемонстрировать свои проекты коллекционерам, кураторам и друзьям фонда. Первая резиденция — rhIZOme — открылась в декабре. Сейчас там работает уже второй набор участников, и трое из них — Серафима Сажина, Егор Корягин и Полина Шкапина — вместе со своими наставниками делятся с нами размышлениями о будущих проектах и современном искусстве.
Полина Шкапина (25 лет)
Выпускница Московского академического художественного лицея Российской академии художеств (МАХЛ РАХ) и МГАХИ имени В. И. Сурикова
О проекте
«Я занимаюсь городским пейзажем, сейчас работаю над серией картин “Вид из окна”. Мне кажется интересной задача попробовать в надоевшем и скучном ежедневном ландшафте, к которому ты уже привык, найти что-то новое и посмотреть на это под другим углом».
О современном искусстве
«Современное искусство, на мой взгляд, — это постановка актуальных вопросов и непрерывный поиск новых средств выражения в культурном производстве. Мой любимый “медиум” — масляная живопись. Мне кажется, что это неисчерпаемый материал, который невозможно исследовать на 100%».
О процессе работы
«Мое настроение во время работы всегда зависит от сюжета, содержания самой картины, которую я веду. А настроиться на работу мне помогают аудиокниги, я слушаю их в больших количествах. Сейчас, например, в наушниках — Стивен Кинг».
О резиденции
«Обычно я работаю дома, но в резиденциях это делать, конечно, гораздо удобнее. Во-первых, важно разделять рабочее и жилое пространства. А во-вторых, приятно взаимодействовать с другими художниками. Это люди, которые тебя понимают и, если что, всегда одолжат разбавитель».
Странное искусство: как художники продают невидимые картины Читать
Мода и искусство: Игорь Чапурин о роли художников в моде и творчестве Читать
10 самых интересных современных художников и иллюстраторов Читать
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess