6 декабря 2021 | Полина Ульянова
Александра Черкасова-Служитель — о спектакле и выставке SOLARIS, любви к винтажу и благотворительности
Перед финальными в этом году показами спекталя SOLARIS — 7 и 8 декабря — актриса нашла время в плотном графике и честно ответила Umagazine.ru на самые актуальные вопросы
Судя по вашим социальным сетям, вы активно интересуетесь экоповесткой, много лет были вегетарианкой. Как вы пришли к этому?
Я не ела мясо около 16 лет. Это началось в 13 лет в детском лагере на Мальте, куда меня отправили изучать английский язык. Подружилась там с девочкой, которая подсадила меня на Толкина. Разумеется, она была как с другой планеты: непонятная и воздушная, а главное, не ела мясо. Мне всегда было жалко животных; я росла с большим ротвейлером, с которым мы были partners in crime, — и каждый раз, когда мы привозили его в ветклинику, я видела несчастных животных, думала, что они — это то же самое, что мы едим. По возвращении из лагеря я впервые решила радикально отказаться от мяса.
Потом у меня был период веганства, хотя рыбу тогда очень хотелось, как сейчас помню. А когда я начала работать в театре, прочитала про сыроедение. Но подошла к процессу очень неправильно. Была поздняя осень, помню — я стою на сцене и думаю не про роль, не про героя, не про партнера, а про перерыв и морковку, которая ждет меня в гримерке. Я все время думала только о еде. С вегетарианством таких проблем не было. Все это привело к первому приступу аппендицита на гастролях в Париже, который я по глупости заглушила обезболивающими. После возвращения домой меня увезли на скорой прямо из театра за два дня до премьеры, а врачи сказали, что еле-еле успели.
В 2019 году я готовилась к фильму «Тень звезды», где было много физической нагрузки: постановка драк, обучение тайскому боксу, и организму не хватало энергии. А потом мы поехали в Ереван, были в гостях у бабушки моей подруги, где у меня не повернулся язык сказать, что я не ем мясо, и отказаться от домашней долмы. И вот так мясо в небольших количествах вернулось в мой рацион.
То же и с благотворительностью. Из ваших аккаунтов очевидно, что вы сильно в нее вовлечены. Каким фондам вы оказываете поддержку?
Еще с института я очень много лет отношу вещи в церкви и монастыри. С того времени, когда еще была жива Доктор Лиза, сдаю вещи им в офис. Очень важно, что принимают абсолютно все, даже детские игрушки, но по сезону. Вот, например, по пути на интервью занесла зимние вещи к ним.
Плюс я уже много лет волонтер приютов для животных. Все началось, когда шла с премьеры «19.14» в МХТ им. Чехова, увидела на Тверской, как мне сначала показалось, белеющий сугроб, а это был сиамский котенок, теперь это моя кошка Мьюз. А четыре года назад я была на съемках под Чеховым, во время перерыва вместе с гримером нашла черный мусорный мешок с девятью недельными котятами — их хотели выкинуть в ручей, но просто не докинули. Я так рыдала, что оператор мне выдал кофр из-под камеры, и мы увезли их в Москву. Звонили во все ветклиники, но их никто не хотел брать, так как они очень маленькие. Одна клиника согласилась. Я тогда первый раз в жизни собирала деньги через Facebook, потому что они мне очень дорого обходились — в сутки около 30 тысяч рублей. Через эту ветклинику на меня вышла Женя Кузнецова, которая занимается передержкой животных. Мы пристроили их всех, и теперь они живут у сотрудников Третьяковской галереи, у киношников и художников. Помогаю фонду «Подарок судьбы», «Подбери друга», и, разумеется, у меня нет разделения на кошек и собак, я люблю всех животных. Я и сама очень хотела бы взять собаку, но из-за работы пока нет возможности.
Как часто при напряженном актерском графике у вас бывает свободное время?
Если это съемочный или репетиционный блок, то выходных почти нет. Например, когда мы выпускали SOLARIS, у меня был «день сурка»: завтрак, каршеринг, репетиция, каршеринг, дом, круговая тренировка по Zoom и сон. Кстати, тренировки очень помогают в таком графике. С моим тренером мы познакомились на другом проекте, она играла у нас в массовке. Еще с прошлой зимы я арендую беговую дорожку. По-моему, Паша Табаков рассказал о такой опции. Сейчас в новой квартире есть место, и это суперудобно, и давно можно было бы уже купить и свою собственную.
Захватывающие фильмы и сериалы с Элизабет Дебики, которые вас покорят Читать
В недавнем интервью вы упоминали о долгом пути к принятию своего тела. Каким был этот путь и как полюбить себя, не оглядываясь на глянцевые стандарты?
Я бывший спортсмен. Тело начинает ныть, если я забрасываю спорт. Важный момент: спорт — это эндорфины, после спорта я люблю весь мир. То есть ты все выплескиваешь, даже больше, но сразу заряжаешься новой энергией. Плюс я понимаю свой типаж. Мое тело, мой голос — рабочие инструменты. Разумеется, у меня сейчас максимально здоровые отношения со своим телом — и РПП в прошлом. Но это вопрос привычки. Да, если мне захотелось и в три часа ночи приехала доставка из «Мака», то на следующий день я буду меньше есть и отправлюсь на тренировку.
У вас есть опыт работы моделью. Как вы попали в моделинг и почему продолжаете совмещать его с актерской карьерой?
Скаут нашел меня в 12 лет. Я снималась для первой обложки L'Officiel в России, когда мне было 14. Изначально папа бегал по потолку и был не рад моему выбору профессии, в начале нулевых все еще был флер того, что работа моделью не для девочки из приличной семьи. Сейчас я отношусь к моделингу как к хобби, хотя зачастую гонорары там на несколько нулей больше, чем в актерской карьере. Сейчас я подхожу ко всем предложениям очень осознанно, в первую очередь думаю о том, интересно ли мне попробовать себя в этом образе, принесет это какую-то пользу или я делала это миллион раз. Работая моделью, я всегда разделяю себя и то, что происходит в кадре. Есть я — Саша, и есть я — образ в кадре. Как у Кэтрин Хепберн и Марлен Дитрих было сценическое альтер эго, так и у меня.
Сейчас бренды выбирают моделей с характерной внешностью, а не по жестким стандартам веса и роста. Насколько искренняя эта тенденция?
Если мы говорим про здоровый бодипозитив, без болезненных перегибов, то я рада, что это дошло и до России. Круто, что это меняется. И не важно, изнутри модельной индустрии или актерской. Мне нравится, каким растет молодое поколение. Говорю по личному опыту, так как у меня есть 12-летний племянник. И я вижу, как наши поколения и стандарты различаются. Новое поколение смелее, что ли. Меняется сознание. Я думаю, это искренняя тенденция и она циклична, как и мода.
Брюки с низкой посадкой, пайетки и кроп-топы в коллекции Coperni весна-лето 2022 Читать
К слову, о моде…
Я всегда была к ней неравнодушна. В юношеском возрасте втихую брала мамину шубу, сумку у сестры, туфли свои выходные летние и готовилась проходить фейс-контроль московских клубов. Кстати, мне это всегда удавалось. Я была очарована поездками в Англию и с 11 лет обожала винтажные рынки. Бабушка была швеей, мы постоянно с ней что-то перешивали. Любовь к вещам с историей и стиль прививали мне они с мамой. Очень легко считать, есть ли у человека вкус. И не важно, работает ли с ним стилист — со мной, кстати, уже давно сотрудничает Саша Павлова — или нет, все должно быть органично и легко. Сейчас молодые ребята, которые пока не очень финансово обеспечены, выглядят гораздо актуальнее чем те, кто в состоянии потратить любые суммы на брендовые вещи. Это тоже яркая тенденция.
У вас много винтажа?
Да, я его обожаю. В институте сестра описывала мой стиль как «Мэри Поппинс не в лучшие времена». Тогда было модно одеваться в костюмерке, которая, кстати, сгорела, когда я выпустилась. Сейчас качество даже у люксовых брендов заметно снизилось. Трудно найти вещь, которая прослужит много лет и не потеряет вида. Недавно спросила у мамы про шубу, в которой она ходила, когда была мной беременна. Это шуба из голубой норки. Думаю заменить в ней подкладку алой, убрать подплечники и вырезать воротник. Новую шубу я, разумеется, никогда не куплю. Я настоящий адепт винтажа. Подсадила на это и маму, лет десять назад уговорила ее купить винтажную сумку Chanel в Париже. Винтаж — это всегда качество и еще один способ выделяться.
У вас есть любимые винтажные магазины в Москве или Санкт-Петербурге?
Я любитель потрогать все вживую, поэтому онлайн для таких покупок точно не могу посоветовать. Кстати, когда-то у меня была мысль открыть свой винтажный магазин, но пришлось бы выбирать между актерством и бизнесом, так как передавать бразды правления кому-то еще — терять в качестве. В Москве и в Питере, если сравнивать с Европой, это всегда дороже. Я бываю у подружки в Strogo vintage, как-то случайно попала в магазин «Архиватор», купила там прошлой зимой куртку, в которой проходила все морозы, и лучше зимней одежды у меня не было. В Питере с винтажом лучше: всегда можно найти что-то классное в креативном пространстве «Ткачи». Еще в Санкт-Петербурге мне нравится магазин «Спецодежда», там лучшие тельняшки, есть еще «Военторг № 1», там я покупала первые балаклавы — шапочки для танкистов. Тулупы там замечательные, хочу один такой еще с института, выглядят они как суперстильные дубленки.
Мы узнали, какой цвет любит Кейт Миддлтон Читать
Недавно вы вместе с Михаилом Тройником снялись в клипе LOUNA — «Дом-на-крови». Его сюжет — о близких отношениях и тяжести развода. Это ваш первый опыт съемки в музыкальном видео? Как проходили съемки? Сильно ли отличаются от киносъемок?
Опыт для меня не первый, до этого я еще снималась у «Масла черного тмина», у Батишты и, может быть, где-то еще, надо вспоминать. Что касается «Дома-на-крови», то, честно, не ожидала, что будет так круто. Режиссер клипа Иван Карасев с женой Эмилией Климовой делали все сами, весь продакшн от и до. Как они справились и сохранили нервы, для меня загадка. Все получилось на высшем уровне, это видно по картинке. У нас был выезд в Мурманск, мы снимали в Териберке — там сбылась моя мечта, и я увидела дикого белого медведя в естественной среде обитания. Правда, радовалась дикому животному только я, остальные убежали к машине.
В клипе выделена тема домашнего насилия. Сталкивались ли вы со случаями насилия лично?
Могу сказать так: когда я поняла, о чем клип, и увидела материал, я сказала менеджерам группы, что хочу помогать с пиаром чем смогу. Да, мне близка эта тема. Не буду вдаваться в подробности, но это был мой, как актера, способ высказаться. С одной стороны, тема казалась уже не новой, но я была в шоке от такого количества обратной связи от девочек, девушек и женщин, которые писали мне после выхода клипа слова благодарности и рассказывали свои истории. Я не ожидала. Очень острая тема. Разумеется, домашнее насилие бывает как над женщиной, так и над мужчиной.
Расскажите про фильм It's for Your Own Good. Каково работать в международной команде? Как вы в него попали? Как проходят съемки в условиях пандемии и сложностей с перелетами?
На самом деле я должна была уже сейчас улетать на съемки, но, так как уплотнилось расписание репетиций и прогонов SOLARIS, а также ухудшилась эпидемиологическая ситуация, то мы сдвинули даты с французскими и бельгийскими продюсерами на март. Весной мне предстоит поездка на юг Франции, где начнутся съемки.
Название фильма — фраза, которую постоянно повторяют главная героиня и герой. Я играю антигероиню. Основная роль отведена тоже русской актрисе и моей подруге Екатерине Дар. Собственно, она порекомендовала меня для этого проекта. Там нет привязки к национальности, мы просто играем девушек из восточной Европы. Команда мультикультурная. Общая тема фильма — тоже абьюз и насилие над личностью. Это были мои первые в жизни пробы на английском языке. Я не спала всю ночь, готовясь. В итоге это оказались самые спокойные и комфортные кинопробы, которые у меня когда-то были. Мы записали два дубля, отправили режиссеру, и через несколько дней я уже чувствовала, что мне скажут «да», так и вышло.
Сейчас я снимаюсь в сериале «Нулевой пациент», который рассказывает об эпидемии ВИЧ в 1988 году на территории СССР. Режиссеры проекта –– Евгений Стычкин и Сергей Трофимов.
Тема насилия прослеживается и в спектакле SOLARIS с вашим участием, который вплоть до 2023 года будет идти в Музее Москвы . В спектакле много ярких сцен, в которых насилие мужчины над женщиной (по сценарию, над образом женщины — «фантомом-двойником») вгоняет в ужас. Расскажите, как проходила работа над ролью?
Я первый раз принимаю участие в коллаборации театра, AR и искусства. Потому что после ухода из Вахтанговского театра у меня есть «Считалка» в Боярских Палатах и больше таких иммерсивов нет, но мне очень хотелось. У меня был запрос, и тогда наш генпродюсер предложил SOLARIS. Изначально было страшно, как актеру, потому что сразу в голове Тарковский и его фигура. Это был для меня настоящий вызов. Но режиссер спектакля-выставки Дмитрий Мелкин отталкивался в первую очередь от романа Станислава Лема. Мне кажется, что, так как Дима не только режиссер, но и диджей, вся история со спецэффектами и лазерами органично вписывается в игру актеров. Он сделал то, что идеально для современного зрителя, его как будто обволакивает со всех сторон.
Спектакль SOLARIS интересен не только профессиональной игрой актеров и великолепной режиссурой, но и необычными спецэффектами, которые позволяют зрителю полностью погрузиться в космическое пространство. Сложно ли было играть, когда нужно было думать о дополнительном факторе на сцене? Шаг влево, шаг вправо — и ты можешь задеть не тот луч проектора…
И перед премьерами, и в день показов мы бесконечно прогоняли моменты с лазерами и месторасположением актеров. Это настоящая хореография. Это не только Андрияшкин (хореограф-постановщик, преподаватель современного танца, импровизации, перформанса, движения и пластики. –– Прим. ред.), но и лазерная хореография, потому что, например, в моей сцене в конце выходят Сарториус с дочкой — Сергей Епишев с Кристиной Соболевой, — и если они выйдут чуть-чуть ближе к сетке, то они выйдут без лазера, и зритель их не увидит. Кстати, каждый новый показ спектакля мы совершенствовали наше расположение на сцене и взаимодействие со спецэффектами. Мне очень интересны декабрьские спектакли — в них будут существенные изменения как в костюмах, так и в спецэффектах и репликах.
У моего персонажа, фантома-двойника, нет сильных ограничений в действии. Я с юности люблю играть таких андрогинных героев, а с институтских времен люблю читать мужскую поэзию. Мне нравится, что в SOLARIS можно играть и каждый раз находить новое в роли. Очень интересно, как мой персонаж будет развиваться после каждого нового выхода к зрителям. Здорово было бы узнать потом мнения гостей, которые приходили на премьеру в самом начале, а затем пересматривали спектакль зимой. К слову, мне очень нравится выходить перед спектаклем на улицу инкогнито и слышать, наблюдать за зрителями, как они ходят по выставке, обсуждают и делятся впечатлениями. Несколько зрителей мне сказали, что в спектакле есть тревожная нота, но мне кажется, эту ноту чувствуют те, в ком она отзывается в данный период жизни. Димина тема, как режиссера в целом, — ода любви, которая могла бы быть, но ее потеряли, ода чистому и высшему.
Почему Кейт Миддлтон и принц Уильям расставались на самом деле Читать
Наверняка фильм Тарковского был у вас в программе ГИТИСа как один из культовых в кинематографе. Кто для вас важный режиссер современности и у кого хотелось бы сняться?
Очень хотелось бы поработать с Константином Богомоловым. С института и после просмотра «Стиляг» хотелось поработать с Валерием Тодоровским. Я водила на премьеру «Стиляг» дедушку с бабушкой, они как раз из того поколения и джазисты, одни из первых в СССР и Прибалтике. «Стиляги» — это про них. Хотелось бы еще поработать с Ладо Кватанией, он безусловный мастер, и то, что он снимает на пленку, заставляет ответственнее подходить к каждой сцене. С Ильей Найшуллером тоже. Я снималась у него только в рекламе и была в безумном восторге от его фильма «Никто». Я в целом очень жадная до работы. Как человек выросший на диснеевских мультиках, верю, что работай-паши — и все у тебя будет. Сейчас нет такого, как в институте, — роль мечты, я думаю скорее про сами проекты, что я могу этим сказать. Из молодых режиссеров мне очень нравится Иван Твердовский.
Отдельная роль в спектакле отведена голосовому помощнику. Как технологии проникают в театральную сферу сейчас? Может ли актерская игра сосуществовать на сцене с искусственным интеллектом и впору ли искусственному интеллекту полноценно заменить актера?
Ну, лично мне тут полегче. Я два раза в жизни до SOLARIS играла голосовую помощницу Алису — ее голос у друга в проекте, а еще и Сири. Я считаю, что нужно воспринимать это как данность, как и все технологии, которые приходят в нашу жизнь. Глупо этого бояться, это будущее.
Недавно в сети активно обсуждали, что одну из ролей в сериале «Тед Лассо» сыграл персонаж, отрисованный с помощью CGI. Новость оказалась фейком, но само допущение вызвало шумиху. Как думаете, насколько такие кейсы реальны в будущем?
В контексте SOLARIS Дмитрий Мелкин, Петр Бузник-Напольский, а со стороны Immerse Lab Евгений Мандельштам и Павел Пепперштейн создали универсальный продукт для современного зрителя. Сейчас мышление немного детское, его сложно удержать на месте, человек тут же отвлекается. А когда кроме игры на сцене есть выставка, дополненная реальность, это позволяет постоянно оставаться заинтересованным и держаться включенным. Это очень сложно. Сейчас темпо-ритмы убыстряются, и мне кажется — почему нет? Для актера это дополнительный вызов, похлеще, чем лазер.
Билеты на спекталь можно приобрести по ссылке.
Стилист: Саша Павлова
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess