19 июля 2023 | Полина Ульянова

Закулисье юмора: комики ТНТ рассказывают, из чего на самом деле состоит их работа

Чтобы разобраться, как проходит типичный рабочий день комика, как избежать эмоционального выгорания, кто и как придумывает шутки и что же все-таки скрывается за кулисами, — мы попросили четырех комиков из разных юмористических проектов телеканала ТНТ рассказать о своей работе

«Вышел на сцену, пошутил, ушел с деньгами», «лица из телевизора, шутки им пишут» — эти и многие другие стереотипы о работе комиков можно прочитать в комментариях в интернете или услышать от неравнодушных зрителей. Не будем скрывать, до этого материала мы и сами едва ли представляли, из чего в действительности состоит работа юмориста.

Резидент Comedy Club Антон Иванов поделился советами, как преодолеть «юмористический кризис» и объяснил, в чем особенность работы в большом и дружном коллективе. Участник шоу Stand Up Егор Свирский раскрыл секрет создания шуток, которые попадают на экран, и рассказал о трудностях работы стендап-комика. Участница проекта «Женский стендап» Карина Мейханаджян призналась, что придумывать монологи приятнее в хинкальной, а не в офисе, и поделилась своим личным открытием. Актриса шоу «Однажды в России» и «Концерты» Екатерина Моргунова.

Екатерина Моргунова — «Однажды в России» и «Концерты» 

Екатерина Моргунова фото № 1
Екатерина Моргунова
Начну с того, что я себя считаю комедийной актрисой, а не комиком. Комик, по-моему, — это больше про стендап, где артист сам создает свой материал. И честно говоря, до того, как стать комедийной актрисой, я представляла себе эту работу ровно так, как видела по телевизору: артист выступает и все. А еще думала, что комикам всегда весело, что они показывают, что хотят. Я не догадывалась, какой долгий путь проходит материал до того, как его увидят зрители. Не догадывалась, сколько людей прикладывает свои усилия к созданию юмористических проектов, что над ними работает такая большая команда. Не догадывалась, что многое зависит от утверждения материала на разных уровнях. Но больше всего я не догадывалась, что это станет моей профессией, моим делом. Я начинала играть «для себя», ради удовольствия, а теперь мне за это еще и платят, и я встретила в этой сфере своего супруга и обрела прекрасную семью. 

Сейчас я тружусь на юмористическом поприще и знаю, как все устроено. У меня рабочие дни бывают разные — я имею в виду в основном шоу «Однажды в России». Если это репетиционный день, то я успеваю в будни отвести ребенка в сад, в выходные — поиграть с ним, приготовить завтрак, покормить. Репетиции у нас начинаются ближе к обеду. Мы собираемся и сначала обязательно общаемся. Не бывает такого, чтобы мы пришли и сразу начали читать материал. Перед этим мы перекидываемся парой фраз, узнаем, как друг у друга дела, делимся новостями, обсуждаем общие темы, шутим и разгоняем разные приколы. 

Екатерина Моргунова фото № 2
Екатерина Моргунова
В целом моя работа состоит из репетиций и непосредственно игры — живых выступлений и съемок телепередачи «Однажды в России». Плюс у меня есть еще другие проекты — например, в данный момент я снимаюсь еще и в скетч-коме. Это совсем другой рабочий процесс в плане съемки, который мне тоже нравится, это более «киношная» история. Я рада, что у меня такая разнообразная творческая деятельность. 

В каждом процессе я нахожу приятное для себя. Репетиции всегда более расслабленные по сравнению со съемками. На репетициях выше доля импровизации, вообще есть эта свобода для импровизации: мы смело пробуем образы, работаем над материалом, меняем его. Это настоящее творчество: образы и ситуации только-только рождаются, несмотря на то, что всё, казалось бы, уже прописано в сценарии. Благодаря актёрской игре, собственному взгляду артиста роль может измениться, принять другой окрас. Со мной часто так бывает.

Еще у нас есть показы номеров нашему руководителю — продюсеру Вячеславу Дусмухаметову. Все собираются в репетиционном зале: приходит режиссер, монтажеры, креативные продюсеры и авторы. Мы показываем им номера, уже поставленные на ноги. В этот момент решается, что мы будем снимать, а что нет, а также вносятся изменения. Какие-то номера могут «слетать». Для нас этот показ достаточно ответственное мероприятие.

Кроме того, у нас есть гастроли «Однажды в России» — это те самые живые выступления. У концертов свои прелести. Во-первых, это смена обстановки, это приключение. У нас есть возможность увидеть всю нашу огромную страну. Не каждый в жизни успевает столько всего посмотреть, а у нас такая работа, которая позволяет открывать для себя много-много нового — новых городов и мест. Во-вторых, гастроли — это всегда про людей, про зрителей. Они везде разные и замечательные! Концерты — это момент нашего непосредственного взаимодействия со зрителем. Конечно, во время съемок телепроекта «Однажды в России» у нас тоже есть зрительный зал, но это массовка в небольшом количестве, хотя мы и там чувствуем отдачу и видим реакцию на шутки. Но когда это большой (от 300-400 человек, а то и вся 1000) заполненный людьми зал, ты ощущаешь совсем другую энергетику, что-то особенное. Ты получаешь от этого иное удовлетворение и чувствуешь, как заряжаешься эмоциями и энергией. Получается, зритель заряжается от тебя, а ты — от зрителя. 

Мне даже трудно выделить любимую часть моей работы, потому что мне нравятся все. Я, наверное, самый счастливый человек. Репетиции — это чистое творчество, это импровизация. Несколько людей перевоплощаются, чтобы создать общее детище — юмористический номер. Мы еще очень здорово друг друга чувствуем в плане юмора и классно подхватываем настроение. Комфорт в работе с партнером очень важен, а мы все на одной волне. Сами съемки мне тоже очень нравятся, потому что там еще лучше оформляется, обрамляется и дополняется то, что было создано во время репетиций. Мне очень нравятся наши локации. У нас в «Однажды в России» очень реалистичные декорации, это помогает материалу еще круче работать. Обожаю и наши пародии — это вообще мой любимый формат номеров. Это просто кладезь смешного. Мы еще не начали говорить, а нам уже всем друг от друга смешно, потому что гримеры превращают нас в других людей. Это выглядит комично. Визуал имеет большое значение во всём этом. В живых концертах я люблю энергетику зала и отдачу зрителей, в этом свой кайф.

Екатерина Моргунова фото № 3
Екатерина Моргунова
Еще меньше слов я могу сказать про нелюбимую часть работы. Я люблю все, что касается творческого процесса, на всех этапах: от просто читок сценария до самих съемок. Из нелюбимого только усталость, но это чисто физический момент — сложные перелеты, отсутствие сна, смена часовых поясов — все это выматывает. Для меня и ранние подъемы на съемки — это испытание, потому что я люблю поспать. Но все эти «минусы» касаются только физического аспекта, а не самой работы. В жизни так бывает, что ты устал, настроения нет, да мало ли что еще, какие-то свои заморочки. Ты приходишь на работу и должен переключиться на юмор. Тебе надо какую-то кнопочку у себя там нажать и отбросить свои загоны, переживания, проблемы, потому что это будет мешать созданию юмора, созданию номера. 

Другие сложности связаны с поиском образа для того или иного номера. Иногда не понимаешь, как лучше сыграть, а иногда — сразу все ясно. Я читаю текст своего персонажа с листа, и мне кажется, что вот так вот эта женщина может разговаривать, вот так она может делать. Раз — я вспомнила кого-то из своей жизни, и меня это повеселило. Соединила эти мысли — у меня «нарисовалась» нужная манера разговора. Бывает, все это приходит не сразу. А иногда и вовсе начинаешь играть, получается неорганично так, что и самой не нравится. 

Но технологии нет — нужно поискать в себе, почувствовать роль. Если какой-то образ на меня не ложится, я пробую другой. Если роль связана с конкретным персонажем, я прям репетирую. Если хочется поймать конкретную интонацию — больше наблюдаю, изучаю, работаю над этим.

Кстати, бывают проблемы с запоминанием текста, потому что наше шоу «Однажды в России» — крупная форма. Бывают очень большие куски текста, которые просто надо зубрить. Особенно большие монологи я читаю несколько раз перед сном и кладу под подушку — я так в школе стихи учила. Может быть, по-детски, но на уровне самовнушения это работает.

С другими трудностями сталкиваются комики в командной работе. Я еще снимаюсь в шоу «Концерты» на ТНТ. В этом проекте все выступают именно командами — я в «Сборной России». В командной игре трудно найти компромисс, потому что все в равной степени отвечают за материал, нет явного лидерства, несмотря на то, что у команды есть капитан. У участников может быть разное творческое видение какого-то отдельного номера, а поскольку юмор — не математика, даже одну и ту же шутку можно сформулировать по-разному. Нет ни правил, ни единого образца. Поиск творческого компромисса — отдельный труд. Как мы это делаем? С помощью голосования — по-честному решает большинство. И такие случаи были. «Продавить» авторитетом уже не вариант — мы все выросли, мы профессионалы. А в «Однажды в России» есть креативный продюсер, за которым последнее слово. 

Особенность работы комика, на мой взгляд, состоит в том, чтобы показать людям их самих со стороны — и еще их близких, каких-то людей, которые их окружают. Когда человек смотрит на себя со стороны, то замечает, что многие вещи выглядят действительно очень забавно и весело. Это помогает относиться с иронией относиться к каким-то ситуациям и моментам, потому что, на самом деле, нет ничего смешнее, чем реальная жизнь. 

Антон Иванов — Comedy Club 

Антон Иванов фото № 4
Антон Иванов
Мой типичный рабочий день проходит в офисе Comedy Club в Москве. Он у нас обычно начинается часов в 12:00 и заканчивается примерно в 20:00-21:00. За это время мы разрабатываем новые идеи для номеров и прописываем номера, идеи которых уже утверждены, репетируем, обедаем, а если есть время — играем в настольный теннис, общаемся, смотрим какие-то ролики. Обычно мой рабочий день очень насыщенный и плодотворный. 

Моя работа заключается в создании номеров: придумывание и реализации идей, прописывании сценария, репетиции и непосредственно участии в съемке программы. Сами съемки занимают не так много времени: обычно 2-3 дня. Но подготовка к ним ведется почти месяц. Еще есть примерно две проверочные вечеринки перед каждыми съемками — это мероприятия, на которых мы проверяем материал и по реакции людей пониманием, что достойно съемок, что нужно доработать, а что и вовсе забыть.

Зритель думает, что работа комика очень простая: приезжаем в офис за несколько дней до съемок, нам раздают сценарии, мы их репетируем — и все, снимаем передачу. Причем так рассуждает даже некоторая часть моего окружения. Остальное же время, по их мнению, мы занимаемся своими карьерами. На самом деле, все это не так. 

Антон Иванов фото № 5
Антон Иванов
Да, у нас есть авторские бригады, но нет такого, что всем пишут авторы. Практически все у нас, в Comedy Club, пишут себе сами. Авторы же — это просто дополнительная помощь, потому что порой сроки подготовки к съемкам бешеные и ты сам не успеваешь прописать все. 

Моя самая любимая часть работы — это гастроли. Все уже отрепетировано, все «отлетает от зубов», каждый знает свое место на сцене. При этомы ты путешествуешь, ездишь по городам и радуешь людей. Что касается офисной работы, то самое прикольное — это моменты, когда ты придумываешь что-то в кругу коллег, все на одной волне и подхватывают эту идею, начинают быстро накидывать что-то еще и веселятся. Порой так можно придумать целый большой номер. Наступает всеобщая эйфория: все воодушевлены новой задумкой и твердят, что это точно будет смешно и классно.

Самая же нелюбимая часть работы для меня — отсутствие зрительского отклика. Иногда на создание номера уходит не день и не два, а месяцы труда. Однажды мы работали над номером два года: придумали идею, несколько шуток, потом сценарий всё никак не прописывался, затем мы вернулись к нему, и только через пару лет реализовали. Поэтому когда зритель не смеется, ты, конечно, расстраиваешься — видимо, где-то не туда свернул. Ну, а в офисной работе лично я больше всего не люблю ситуации, когда номер дописан, есть начало и конец, но в центре нужно придумать конкретную шутку — например, про воробья. И думать над ней можно далеко не один день, а получается с трудом, тяжело, это неприятно.

Когда я шел в Comedy Club, представления о том, как там устроена работа комика, у меня были поверхностные. Я воспитывался на КВНе и «Аншлаге», очень любил «Осторожно, модерн!» и «Городок». Думал: «Вот классно: занимаются люди делом!» Когда же юмор стал и моей работой, стал приносить деньги, тогда я понял, какой это, на самом деле, тяжелый труд. Ты должен сам все придумывать и создавать, сам ставить и репетировать — либо нанимать людей, которые все это для тебя сделают. Но лучше тебя самого, наверное, никто тебе не напишет, потому что ты себя чувствуешь, знаешь, на что ты способен, свое чувство юмора. Все остальные авторы могут быть только помощниками. В общем, когда я столкнулся с настоящим трудом комиков, то осознал, что это не просто «придумал и пошел на сцену». Надо сидеть и кропотливо писать, утверждать, проверять, репетировать, а на один номер, который попадет в эфир, уходит очень много времени.  

Антон Иванов фото № 6
Антон Иванов
Когда я начинал этот путь, долго время мои друзья и близкие не понимали, чем я занимаюсь. На вопрос «А что ты делаешь? Кто ты по профессии?» я отвечал: «Ну, вот, я на телевидении, я юморист». «Ну, это понятно! А по профессии-то ты учитель, получается, не преподаешь». В общем, для многих комик — не профессия, а увлечение. Но за последние несколько лет юмор вышел на новый уровень. Сейчас есть и появляется еще огромное количество юмористических проектов и новых комиков. Но главное, люди стали понимать, что юморист, комик — это теперь отдельная ниша, это профессия. Может, скоро и институт появится! Ведь уже открываются частные школы, где учат импровизации, стендапу и так далее. 

Я думаю, у каждого человека случается кризис, когда ты достигаешь определенных высот и должен поддерживать этот уровень, не опускаться ниже него, но не всегда это получается. У многих вообще не получается. Многие впадают в депрессию, кто-то не может просто реализовать задуманное, не может прыгнуть выше головы. Наверное, это самая большая трудность, но благо юмор — такой жанр, в котором многое зависит от твоего настроения и окружения, так что ты запросто можешь вырулить практически из любой ситуации. Как говорится, было бы желание и было бы усердие. 

Бывает, начинаешь писать номер: вроде смешно, а дальше все, ступор — не можешь придумать ни конфликт, ни о чем дальше шутить, а тем более не понимаешь, как заканчивать. Ты тратишь на номер очень много времени, а в итоге, возможно, не напишешь ничего толкового. Либо ты его откладываешь и вообще забываешь, переключаешься на что-то другое. Самое главное, чтобы в голове было много идей, много различных ситуаций, которые ты можешь себе представить. Это нарабатывается так: ты много читаешь, много общаешься, много гуляешь, много путешествуешь, много чем интересуешься. Если ты делаешь всё это, то юмористический кризис тебя, скорее всего, обойдёт стороной. 

Особенность работы комиком — это прежде всего веселить людей, доставлять им радость и удовольствие. А для того чтобы создать смешной продукт, ты сам должен быть смешным. Да, бывают, конечно, комики очень угрюмые — и от этого еще смешнее. Но для работы в коллективе, а у нас Comedy Club — это все-таки коллектив, большой и дружный, ты должен быть веселым, компанейским, эрудированным. В этой атмосфере и рождаются порой очень смешные вещи, которые радуют людей. Видимо, в этом и есть наша жизненная задача. 

Карина Мейханаджян — «Женский стендап» 

Карина Мейханаджян фото № 7
Карина Мейханаджян
Уже 5 лет я выступаю со стендапом. Уже 4 года, как стендап-комик — это моя основная профессия. Мне сложно описать мой рабочий день, у меня пока не было хотя бы двух идентичных. Я не офисный работник. Мне сложно писать шутки, просто сидя за рабочим столом. Даже когда мы работали 6/1 в офисе, в основном писала я в хинкальной. Там вдохновение! И люля…

Если серьезно, мне правда гораздо комфортнее писать шутки в кафе, на улице, на кровати. На мой взгляд, очень важно создать себе комфортную атмосферу для создания творчества. Ведь написание материала занимает большую часть работы комика. 

Ты с утра до вечера пишешь шутки, иногда ночами, а потом 10 минут рассказываешь их на сцене. Оставляешь то, что зашло, убираешь то, что не зашло. А! И докручиваешь то, что зашло, но не так сильно, как хотелось бы. И в результате ежедневной рутинной, но в то же время творческой работы, появляется новый монолог. Тот, который можно увидеть на съемках или уже по телевизору — и, конечно, на концертах. 

Карина Мейханаджян фото № 8
Карина Мейханаджян
Гастроли — тоже часть нашей работы. Часть, которая мне лично очень нравится. Не так давно мы с девочками из «Женского стендапа» были в Питере, погуляли по городу, выступили, очень вкусно поели в ресторане, и я сказала: «Прикиньте, нам за сегодняшний день ещё и заплатят!» Очень часто ловлю себя на этой мысли. 

Любая работа надоедает, даже если это в прошлом твое любимое хобби. Но! Как же приятно, когда тебе платят за то, что тебе искренне нравится. 

Моя любимая часть работы — это те редкие моменты, когда мне удается придумать шутку прямо на сцене. А нелюбимая — ситуации, когда кажется, что придумала что-то гениальное, а люди сидят и продолжают молча есть картошку фри.

Когда я начинала заниматься юмором, как и многие зрители, была убеждена, что все комики — невероятно позитивные люди. А в итоге комики — те же бухгалтеры! Есть позитивные, есть депрессивные, есть с красными волосами! 

Когда я выступала первый раз, не знала о том, что с тем же материалом можно выступить второй, третий и тысячный раз… Не знала, что у меня есть возможность «доработать материал» и думала, что каждое выступление — новый монолог. И трогать его нельзя. Разубедилась в этом, когда увидела, как другие комики рассказывают те же монологи, просто чуть видоизменив. 

Думаю, что основная трудность, с которой сталкиваются комики, — это отсутствие заходов (тема или история, с которой ты начинаешь повествование). Если говорить проще: когда непонятно, о чем писать, кого или что  «обшучивать». Также часто встречается такая проблема, как эмоциональное выгорание. Да, это тренд, и мы от него не отстаем! Думаю, что в такие моменты нужно отдохнуть, пожить жизнь, и вдохновение обязательно найдется. 

Лично для меня особенность работы комика заключается в том, что ты можешь плакать за кулисами, а потом выйти на сцену и людям в зале подарить хорошее настроение. И что удивительно, оно рикошетом возвращается к тебе.

Егор Свирский — Stand Up 

Егор Свирский фото № 9
Егор Свирский
Мой типичный рабочий день выглядит примерно так: я просыпаюсь в 11-12 утра, иду в зал. После этого я еду в офис, где мы с другими комиками пишем шутки. Я стараюсь писать каждый день, часто выступать — по два-три раза в день, как на технических вечеринках-проверках материала, так и на платных выступлениях со своим лучшим материалом. 

Работа комика — это постоянная доработка и проработка материала, поиск новых заходов, новых идей для шуток, а также постоянная их проверка на живом зрителе. Потом всё это нужно переслушать, пересмотреть, пересобрать и подготовить материал для большого экрана. 

Мне кажется, что обычные зрители не знают о том, что перед тем, как монолог дойдет до телевизора, комик может рассказывать одно и то же несколько тысяч раз — и в первоначальном виде шутка может звучать совсем по-другому. Зритель также не видит кучу несмешных шуток, которые юморист рассказал один раз и больше никогда не повторит. 

Моя любимая часть работы — это придумывать что-то суперновое, что сразу может вызывать реакцию зала. Самая любимая часть работы! Так ты чувствуешь, что люди тебя понимают и слышат, что ты «попадаешь» в людей своим юмором. 

Егор Свирский фото № 10
Егор Свирский
Когда я только начинал этим заниматься, я думал, что комики очень свободны: у них ненормированный график, они работают из дома, и каждый день у них какие-то мероприятия, какая-то движуха. По сути так и есть. Я пришел к той жизни, о которой мечтал, когда только начинал заниматься стендапом. Хотя я не догадывался о том, что прежде чем достичь какого-нибудь успеха, нужно пройти множество этапов, когда тебе может быть больно и неприятно от череды плохих выступлений. Но потом все налаживается: хороших выступлений все больше и больше, ты начинаешь разрывать залы — это суперприятно. 

Хотя есть и некоторые трудности в этой профессии. Например, поиск вдохновения и новых заходов. Дело в том, что нужно жить интересную жизнь, когда тебя что-то эмоционально трогает, чтобы были какие-то новые темы и приколы для монологов. Еще сложности возникают, когда у тебя случилось плохое выступление, а впереди еще два. Нужно просто идти дальше, писать, выступать и повторять себе это все ежедневно — тогда ты будешь постепенно улучшать свои навыки. Смотри по сторонам, смотри на других комиков, но всё равно верь и доверяй себе и своему пути. 

Особенность работы комика состоит в том, что это единственная профессия, где неудача — это неотъемлемая часть твоей работы, где нормально ошибаться и можно ошибиться тысячу раз, но важно потом прийти к нужному результату. Также это постоянная творческая свобода. Это та работа, которая приносит постоянное неимоверное удовольствие. Один день работы комиком намного интересней ста дней на моих прошлых работах.  

Источник фотографий: Пресс-материалы


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147