13 января | Любовь Пуликова

Небыли и были. Как художники переосмысливают волшебную реальность

«Сказки любят все на свете, любят взрослые и дети». А кто-то еще и находит в них источник вдохновения для творчества. Современные художники пишут картины по мотивам сказочных сюжетов, люди кино — сценарии, а архитекторы возводят отели, которые на поверку оказываются волшебными дворцами

Что такое сказки? Загадка, волшебство, тайна — вот самые популярные ответы. Но еще это древние предания, что кочуют из поколения в поколение и неизменно говорят о великой доблести и великой любви, способных преодолеть все преграды. Это притчи, где невидимыми нитями прошиты культурные коды и паттерны поведения, которым все мы неосознанно следуем на протяжении жизни. Именно — все мы. Ведь во всем мире возникают примерно одни и те же волшебные сюжеты; африканские охотники и псковские крестьяне рассказывают своим детям похожие истории — и вот вам еще один вывод: язык сказок универсален, а их герои архетипичны. Возможно, поэтому носители другого универсального языка — языка искусства — так часто обращаются за вдохновением именно к сказочным сюжетам. Легенды, эпосы, мифы и былины лежат в основе многих великих произведений, понятных всем и на всех континентах. По большому счету, русское искусство рубежа XIX-XX веков взращено на сказке. 

Вспомним узорчатые теремки Дома Игумнова и здания Театра Корша; дягилевские балеты — «Петрушку», «Кикимору», «Полуночное солнце» и созданные для них Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой декорации и костюмы; графику и живопись Ивана Билибина, Виктора Васнецова и Елены Поленовой, которые сделали былинных героев живыми и узнаваемыми. Почти столетие отечественных художников, режиссеров, композиторов буквально кормила сказка (и не только русская), для многих оставаясь чуть ли не единственным источником дохода. «Запрещенные» Илья Кабаков и Эрик Булатов рисовали для «Детгиза» и «Малыша», попавшая в черный список советских композиторов София Губайдуллина сочинила музыку для «Маугли», постановщиком которого, к слову, был главный «сказочный» мультипликатор страны Роман Давыдов — на его «Лебедях Непрядвы», «Василисе Микулишне» и «Детстве Ратибора» выросло не одно поколение. Да, сказки киногеничны, но главное — еще со времен Эзопа — свободны от цензуры. Языком метафор, иносказаний, аллегорий они способны говорить правду — обо всем. А когда наступают непростые времена, становятся поддержкой и опорой, ведь добро в них всегда побеждает зло, чары рассеиваются, а главный герой, пройдя все испытания, обязательно находит свою Жар-птицу. 

В 2023 году к этой теме обратился передвижной арт-проект «Всякие сказки», в котором приняли участие 15 ведущих современных художников России — впрочем, они далеко не единственные, кого вдохновляет волшебная реальность. Мы решили познакомить вас с некоторыми из авторов — в их работах известные сказочные сюжеты гармонично вписываются в нынешние реалии, а порой приобретают новое неожиданное прочтение.

Анастасия Кузнецова-Руф

«Третье желание», 2023 Выставка «Всякие сказки» фото № 1
«Третье желание», 2023 Выставка «Всякие сказки»
Работы Анастасии Кузнецовой-Руф, художника и автора идеи выставки «Всякие сказки», многослойны: за первым очевидным смыслом здесь всегда следуют другие. В «Третьем желании» художница вспоминает пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке» и словно наставляет: встретив того, кто поможет исполнить твои желания, постарайся его не упустить.

Владимир Дубосарский

«Окно», 2019 Выставка «Всякие сказки» фото № 2
«Окно», 2019 Выставка «Всякие сказки»
Владимир Дубосарский — один из самых уважаемых и дорогих современных русских художников. Долгое время он работал с Александром Виноградовым, но в 2014 году дуэт распался, и каждый мастер пошел своей дорогой. Картина «Окно» — часть большой серии Дубосарского «Нижегородская резьба». Сам художник так рассказывает о ней: «В детстве была у меня книга с черно-белыми “проваленными” в тоне фото старых домов, загадочными и страшными. Всегда хотелось их раскрасить — и вот руки дошли».

Елена Ковылина

«Васнецов», 2022 Галерея FINEART фото № 3
«Васнецов», 2022 Галерея FINEART
Сказочные «гаджеты» предвосхитили появление современных технических средств: волшебный клубок — навигатор, ковер-самолет — пассажирский лайнер, гусли-самогуды — умная колонка. Эту идею проводит художница Елена Ковылина, соединяя в своих работах сказку с реальным высокотехнологичным миром. В таком мире у нее оказались и персонажи известной картины Виктора Васнецова: серый волк, помогающий Ивану царевичу, превратился здесь в мощный мотоцикл, вместо ворон летают квадрокоптеры, а сказочный лес заменили антенны 5G. Другие сюжеты представлены на персональной выставке Елены «Параллельные игры», которая открылась на Винзаводе 5 декабря.

Иван Коршунов

«По щучьему веленью», 2022 Выставка «Всякие сказки» фото № 4
«По щучьему веленью», 2022 Выставка «Всякие сказки»
«По щучьему веленью», 2022 Выставка «Всякие сказки».В картине «По щучьему веленью» Ивана Коршунова обыгрывается тема надежды на чудо, заложенная во многих народных сказках. Раз — и в один прекрасный день к тебе приплывает волшебная Щука, и тогда все меняется к лучшему: русская деревня оживает, добро торжествует, а простого парня берет в мужья царская дочь. Картина входит в триптих вместе с работами «Каша из топора» и «Не простое».

Георгий Острецов

«Единорог», 2021 Галерея Syntax для выставки «Всякие сказки» фото № 5
«Единорог», 2021 Галерея Syntax для выставки «Всякие сказки»
Что будет, если изъять из сказки волшебное существо и поместить его в грубую реальность? Наглядный ответ на этот вопрос дает работа Георгия Острецова. Впрочем, тут же появляются новые вопросы. Что случилось с гордым и прекрасным единорогом? Почему, попав в наш мир, он стал таким жалким, одиноким и потерянным? Возможно, именно это и происходит, когда сказочные фантазии сталкиваются с суровой действительностью: мечты разбиваются, ты падаешь с небес на землю — и лежишь на ней, уже не в силах подняться.

Александр Савко

«Мухоморово царство», 2023 Галерея FINEART фото № 6
«Мухоморово царство», 2023 Галерея FINEART
Художник Александр Савко сам придумывает сказки и тут же их иллюстрирует: знакомые всем сказочные герои у него оказываются в необычных ситуациях, а классические сюжеты пересказываются на языке современной поп-культуры. В 2023 году он завершил цикл из 13 работ «Сказки острова Буяна». Одна из них — «Мухоморово царство» — едкая сатира на девиц в ожидании суженого. Царские дочери предаются забавам и ждут появления прекрасного принца — он же занят погоней за стоглазым чудовищем и абсолютно их не замечает.

Егор Плотников

«Дети в лесу», 2022 Выставка «Всякие сказки» фото № 7
«Дети в лесу», 2022 Выставка «Всякие сказки»
Егор Плотников работает в области фигуративной живописи и скульптуры и порой объединяет то и другое в своих инсталляциях. Его белые фигуры «выходят» из пространства холста, разворачиваются и смотрят на живописное полотно вместе с другими зрителями. «Дети в лесу» — распространенный сказочный сюжет, в котором зашифрована метафора инициации, перехода, порой болезненного, во взрослую жизнь. Оказавшись на запретной территории «глухой чащи», герои либо проходят трансформацию и становятся сильнее, либо пропадают.

Екатерина Белявская

«Аленький цветочек», 2021 Выставка «Всякие сказки» фото № 8
«Аленький цветочек», 2021 Выставка «Всякие сказки»
С работами Екатерины Белявской можно встретиться не только на крупных ярмарках современного искусства, но и в кабинете психолога. Ее колода метафорических карт «Сад царевны» помогает людям исследовать свои эмоции и мотивы поведения. Сказочные образы у художницы получаются метафоричными и архетипичными — как и в русских сказках, где всегда четко видны «амплуа» персонажей. Так, Настенька, героиня «Аленького цветочка», — девушка абсолютно самодостаточная, которая сама решает, выходить ей на поиски приключений или нет; чудовищу только и остается, что грустно смотреть на нее через окно.

Источник фотографий: Пресс-материалы


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147