22 октября | Мария Ефимова

Спокойствие по-японски: 4 фильма о внутренней гармонии

В японской культуре существует концепция 和 («ва»), которая переводится как «гармония». Следовать ей — значит находиться в поиске спокойствия повсюду. Собрали подборку фильмов для тех, кто стремится обрести покой в повседневности

«Сад изящный слов», 2013

Если бы шум дождя мог стать главным саундтреком фильма, то речь определенно шла бы о мультипликационном шедевре Макото Синкая. Этого режиссера часто называют преемником Хаяо Миядзаки, который буквально влюбил европейцев в мистический мир японской анимации. Синкай рассказывает о культуре, обычаях своей родины, учит зрителя находить покой в обыденности и рутине, так знакомой японскому трудоголику.

«Сад изящный слов» фото № 1
«Сад изящный слов»

«Небольшой лес: Лето и осень», 2014 

Порция ароматного рамена для тех, кто ищет умиротворение от суеты душного и бурлящего мегаполиса. Девушка по имени Итико решается на радикальный шаг: переехать в маленький городок региона Тохоку, чтобы начать новую неспешную жизнь. Она наслаждается созерцанием природы, тишиной японского сада и сезонными овощами, из которых она создает разные блюда, экспериментируя и удивляя саму себя. Вердикт однозначен: перед нами фильм — медитация.

«Небольшой лес: Лето и осень» фото № 2
«Небольшой лес: Лето и осень»

«Токийская повесть», 1953

Фильм режиссёра Ясудзиро Одзу. Статичность планов, тонкость линий и колорит жизни обычного японца — всё это всплывает в памяти после просмотра «Токийской повести». Эта кинокартина — рассуждение о человеческих судьбах, взаимоотношениях в семье и обретении душевной гармонии. Вопрос «отцов и детей» становится центральным, показывая, что подобная проблема существует вне времени и в каждой культуре. Сюжет до боли прозаичен: пожилые супруги приезжают повидаться со взрослыми детьми, у которых свои заботы. У них нет времени и желания тратить вечера на долгие беседы. Как преодолеть эту дистанцию? Возможно, ответ сокрыт именно в этой драме.

«Токийская повесть» фото № 3
«Токийская повесть»

«Призрачный свет», 1995 

Много ли можно найти художественных фильмов без явного сюжета и конфликта? Если быть точными, сюжет и конфликт есть, но они слабо прослеживаются, так как большее внимание сосредоточено на внутренних переживаниях героини и стилистических решениях. Перед зрителем предстает очерк о жизни японки с загадочной судьбой. Режиссер Масао Накабори показал одинокую женщину, которая переживает потерю мужа, она пытается найти утраченную гармонию и приспособиться к новой действительности, пугающей своей серостью. Начало фильма мистическое, содержание таинственное, а финал открытый. Такое пространство для воображения идеально подходит для размышлений и рефлексии осенними вечерами.

«Призрачный свет» фото № 4
«Призрачный свет»

Источник фотографий: Кадры из фильмов


Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147