Лондон или Париж: кто побеждает в извечном соревновании за звание влиятельной арт-столицы
Своими наблюдениями с U magazine делится креативный продюсер, коллекционер и сооснователь арт-фонда Popov Foundation — Евгения Попова
Ровно 10 лет назад я, как путешествующий коллекционер, делала материал для онлайн-издания «Артгид»о Лондоне и Париже. Рассматривая соревнование двух столиц через призму культурно-эстетического аспекта и проходящих там практически друг за другом ярмарок современного искусства.Тогда речь шла о старожиле Fiac, довольно серьезно взявшимся за укрепление своих позиций на общемировом рынке и относительно молодом Frieze, покорившим коллекционеров не только своей программой, но и выставляемым искусством.
Строительство фонда Louis VuittonОглядываясь назад, я понимаю, что соотношение сил было как минимум неравным, хотя бы потому что Лондон на тот момент негласно считался одной из мировых арт-столиц. И если сама ярмарка Frieze только набирала обороты, то вся система и среда были построены идеально с точки зрения бизнес процессов. И пока один из сильнейших музеев мира Tate Modern показывал таких метров как Уильям Кляйн и Дайдо Мориямо, аукционные дома представляли лучшие лоты на предпоказах, а звезды коллекционного дизайна Carpenters workshop gallery знакомили публику со знаменитой инсталляцией «Комната с дождем» студии Random International. В то время как в Париже все были заняты обсуждением дополнительного налогообложения на искусство и строительством фонда Louis Vuitton.
«Физическая невозможность смерти в сознании живущего», Дэмьен ХерстЧто же изменилось сегодня?
Лондон по-прежнему может похвастаться яркими музейными выставками, к примеру, проходящим сейчас в Royal Academy соло-блокбастером южноафриканского художника и театрального режиссера Уильяма Кентриджа или ставшими уже почти классикой Infinity Mirror Rooms от «королевы горошин» и автора ярких инсталляций Яеи Кусама.
Да, и присутствие влиятельных галерейных игроков, как Thaddeus Ropac с сильнейшей за последние 10 лет выставкой звезды румынской живописи Адриана Гени, Hauser& Wirth с гиперреализмом Эми Шеральд и нашумевший проект Natural History c акулой в формальдегиде Дамиена Херста от Gagosian Gallery, явно поддерживают интерес к британской арт-сцене.
Адриан ГениАдриан Гени
Но пальма первенства однозначно перешла к Парижу. Столица Франции стала точкой притяжения для крупных американский и азиатских коллекционеров (а это 80% мирового рынка), покупающих здесь не только искусство, но и недвижимость, как альтернативную инвестицию и новые пространства под свеже приобретенные работы.
Возможно именно поэтому влиятельный конгломерат Art Basel (коммерческа международная художественная ярмарка, проводимая в Базеле, Маями и Гонконге — Прим. ред.) каких-то пару недель назад открыл именно в Париже свой четвертый сателлит Paris + par Art Basel, вытеснив тем самым постепенно угасающий Fiac.
Директором нового проекта выступил Клеман Делепин, основным постулатом которого стало взаимодействие с уникальным наследием Парижа как культурной столицы. Что лишний раз подтвердилось и в процентном соотношении представленных на ярмарке галерей — более трети из них французские.
Джордж КондоДобавьте к этому рекордные продажи, превышающие по объему даже результаты оригинального Art Basel в Базеле и вы поймете, почему 2022 год стал по-своему уникальным в перераспределении зон влияния на мировой арт-сцене.
К тому же Париж, в отличие от Лондона, может похвастаться такими гигантами, как фонд Loius Vuitton, Cartier и Le Bourse de Commerce Франсуа Пино. Помимо мощной поддержки искусства, все вышеперечисленные институции показывают в своих стенах настоящие шедевры от диалога импрессионистов Клода Моне и Джоан Митчелл до видеоинсталляций Анри Сала «Секунда вечности» о «существующий вне времени музыки, сталкивающийся с реальными событиями времени».
Аппартаменты частного коллекционера, ПарижАппартаменты частного коллекционера, Париж
Ну и отдельным пунктом лично для меня стало посещение частных апартаментов коллекционеров, где помимо неформального общения можно насладиться работами живописца Эдгара Дега, неоэксперссиониста Ансельма Кифера и стирающего грани между элитарным и массовым искусством Такаси Мураками.
И если в 2012 вопрос о том, кто же побеждает в многовековом франко-английском соревновании оставался открытым, то в наши дни нельзя не согласиться с цитатой одного из самых известных галеристов Европы Тадеуса Ропака в интервью The Art Newspaper: «Париж сейчас переживает ренессанс — это факт».
Художники Ремед и Окуда: «Искусство — это религия» Читать