20 сентября 2019
Соцсети вместо резюме: как вести себя в Сети, чтобы не облажаться при поиске работы
Рассказываем, что ищут работодатели в ваших соцсетях и почему в наше время личный бренд важнее резюме.
Соцсети как резюме
В 2019 году эксперты рынка труда всерьез заговорили о том, что аккаунты в соцсетях все больше претендуют на статус «резюме» и даже вытесняют его. Полтора года назад в Facebook появилась опция публикации вакансий и откликов на нее, где вместо стандартного резюме отправляется ваш профиль, данные об образовании и прочем.
Татьяна Долякова, основатель кадрового агентства ProPersonnel и HR-эксперт, напоминает, что иногда работодатели и вовсе говорят рекрутерам: «Не нужно резюме, скиньте ссылку на профиль в соцсетях». Это особенно касается специалистов в сфере маркетинга и рекламы, SMM и PR, Digitаl, Fashion, Beauty, а также HR. В последние годы появился целый ряд новых профессий, для которых интересный аккаунт — самый важный параметр при оценке навыков: блогер, инфлюенсер, комьюнити-менеджер. Сложно представить себе активного человека в возрасте 18–40 лет вне соцсетей, если, конечно, этот специалист не работает на госслужбе, в военных и засекреченных структурах, где публичность в соцсетях не приветствуется.
Что изменилось за последние 10 лет?
Социальные сети перестали быть только развлечением, теперь это и работа, и способ потребления товаров и услуг, и место для общения (в том числе и с коллегами и партнерами), и «визитка», по которой вас встречают. До 90% компаний-работодателей изучают профиль кандидата в соцсетях перед тем, как выслать оффер, — чем выше должность, тем пристальнее внимание.
Современные возможности соцсетей впечатляют: построение личного бренда, привлечение клиентов и фолловеров (особенно в сфере услуг, бьюти, фэшн, магазинов, ресторанного бизнеса), нетворкинг, отработка бизнес-идей, обучение, мероприятия, рекрутинг и поиски работы, вовлечение в проекты и волонтерство, наконец, эмоциональная подпитка. Обратная сторона всего этого — пользователь соцсетей не может не задумываться о том, что и как он постит. Это в особенности касается тех, кто планирует выстраивать имидж эксперта в той или иной области, занимается предпринимательством, работает в крупном бизнесе или на госслужбе. Риски неправильного позиционирования себя в соцсетях тоже известны: сломанные карьеры и загубленные репутации, финансовые потери, проблемы с поисками работы, потеря времени, выгорание.
На что обращают внимание?
В целом работодатели стали серьезнее проверять кандидатов, в частности, их интересы и «прозрачность». С помощью соцсетей сканируются и профессиональные навыки, и личностные качества соискателя. Вот на что обращают внимание HRы, пока исследуют в ваших соцсетях контент и мероприятия, друзей и их число, группы и лайки, интересы и комментарии:
- общая адекватность;
- степень публичности;
- сопоставимость с данными из резюме;
- погруженность в профессию;
- эмоциональный фон (пессимизм и выгорание вряд ли позволят эффективно работать в ближайшее время;
- степень конфликтности (традиционно «опасные» темы — политика и религия, национальности, негативные отзывы о работодателях);
- социальная активность.
В «стоп-листе» — агрессия, пессимизм, конфликтность, негатив, раскрытие внутренней конфиденциальной информации о компании или ее продукте. Настораживают и пустые профили тех кандидатов, чья профессия связана как раз с коммуникациями и PR, Digital-маркетингом. Если в профиле нет соответствующего контента, мало друзей из индустрии, это может быть расценено работодателем как непрофессионализм.
Есть и частные, не менее важные характеристики, например, когда ищут кандидата в Digital, SMM, на творческие вакансии. Тогда имеет значение креативность, кругозор и пристрастия, активность, портфолио, даже волонтерство.
Как личный бренд помогает в поисках работы
Аксиома: из нескольких равных претендентов на вакансию оффер получит тот, у кого «цифровой след» более заметен и весом. Сегодня средний срок работы на одном месте, особенно в мегаполисе, составляет примерно 2–3 года. Компании меняются, а экспертиза, компетенции и ваш опыт остаются с вами в соцсетях, это ваши карьерные возможности, если вы готовы к публичности.
Что постим? Рассказываем о своем продукте, услуге или проекте, публикуем свои экспертные материалы и отзывы, интересные идеи, впечатления от лекций, паблик-токов и встреч, помогаем коллегам и знакомым, задаем позитивный настрой (активный досуг, спорт и хобби), участвуем и поддерживаем социальные проекты. Пишем сами, несем свои ценности, рассказываем личные истории и делимся своими интересами. Здесь нужно быть не «идеальным», а компетентным в своей сфере и готовым к коммуникации. Средний срок, за который можно получить первые результаты, — 2–3 месяца.
Грамотно выстроенный в соцсетях личный бренд повышает его стоимость на рынке труда, увеличивает качество контактов и сильно помогает в поиске новой работы, а заодно дает перспективы для развития.
Подборка: Месяц депрессии
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess