2 апреля 2020 | Маргарита Замураева
Новые профессии в модной индустрии: кого ждут работодатели сегодня
Кризис, происходящий во всем мире, обещает серьезные изменения в карьере большинства людей. Рассказываем, что важно знать, если вы готовы к переменам и мечтаете о должности в фэшн-индустрии.
Ассоциация, возникающая при упоминании карьеры в модном бизнесе, по-прежнему фильм «Дьявол носит Prada». С одной стороны, мир роскоши, глянца, фотовспышек, коктейлей и показов, с другой — круглосуточная работа, борьба за внимание клиента, серьезная конкуренция и логистика через океаны. О том, как изменилась индустрия за последние годы и что ищут работодатели сегодня, мы спросили у Татьяны Доляковой, основателя рекрутингового агентства ProPersonnel.
Фэшн-индустрия сегодня
Отрасль кардинально изменилась за последние 5–7 лет: «цифровую» революцию пережила вся система продаж и продвижения. Ранее была популярна должность продавца-консультанта, а сейчас мы наблюдаем растущий спрос на digital-специалистов с опытом работы в фэшн-сегменте. Это «бэк-офис»: продажи ушли из залов, основное продвижение идет через медиаресурсы, социальные сети, таргетированную рекламу и лидеров мнений.
Катализатором продаж сегодня выступает молодое поколение 20–30 лет. Это меняет бизнес-модели классических брендов премиум-сегмента, миддл-сегмента, вынужденных конкурировать с экспериментальными молодыми марками, так называемыми «челенджер-брендами» (англ. challenge — вызов). Именно последним, во многом благодаря инфлюенсерам, блогерам и рекомендациям в соцсетях, все чаще отдают предпочтение «миллениалы» и «зеты». Аудитория модных luxury-брендов помолодела — для многих авторитетных домов моды это вызов в новом позиционировании бренда.
Глобальный рынок моды к 2020 году рос на 3–4% в год, его лидерами были Китай и США, а один клиент покупал модной продукции на 60% больше, чем 15 лет назад, как говорит статистика. С другой стороны, популярными у молодежи эпохи шэринг-экономики становятся новые сервисы в области аренды вещей, перепродажи, переделки.
С февраля 2020 года в индустрии уже произошло несколько серьезных глобальных изменений из-за новых социально-экономических реалий: резкое падение продаж, в том числе у люксовых брендов, интенсивный разворот в сторону онлайн-торговли, digital-технологий продвижения, закрытие до 50% магазинов (сокращение арендуемых помещений) и ряда модных брендов из-за мирового кризиса, отмена массовых мероприятий, связанных с модой. Падение покупательского спроса закономерно приведет как к развитию популярности осознанного потребления, так и к новым подходам и именам как в индустрии моды, так и в технологиях продвижения. Очевидно, что отрасль ждут большие перемены.
Мода на карантине: чем занимаются в самоизоляции Вирджил Абло, Томми Хилфигер, Донна Каран и другие дизайнеры Читать
Новые правила — новые сотрудники
Доля онлайн-торговли в мире и России продолжала расти и до 2020 года, а сейчас тем более: модные бренды стремительно уходят в онлайн. Это касается как сайтов магазинов, новых маркетплейсов, так и числа страниц в соцсетях. Именно одежда и аксессуары до недавнего времени были самыми продаваемыми категориями товаров в Instagram. В большом количестве появились новые отечественные марки, небольшие шоурумы. Бренды все чаще предпочитают начинать именно с интернет-магазинов и уже потом открывать офлайн-бутики.
Бум вакансий на стыке интернета и торговли, соответствующие изменения происходят в самом «ассортименте» вакансий. В последние два-три года активно развиваются новые форматы торговли: стрит-ретейл, roadside, маркетплейсы. Уровень сервиса при такой большой конкуренции непрерывно растет, оправдать высокие клиентские ожидания могут «новые» сотрудники с современными навыками.
Что в целом характерно для ретейла, успешные специалисты нужны здесь и сейчас — за ними идет настоящая охота даже в смежных с модой сферах. При этом растет тренд на обучение внутри самих компаний: ротация талантов сейчас происходит чаще хедхантинга. Важно попасть в «нужную» компанию, для начинающих — даже стажером. Кстати, в модной индустрии, будь то глянцевые журналы или производство, вполне принято устраиваться стажером без оплаты, пройдя довольно серьезный конкурсный отбор.
Актуальные вакансии
Имеющиеся вакансии в сфере моды сегодня можно разделить на четыре категории:
Топ-менеджмент: директор магазина, руководитель интернет-магазина, управляющий магазином.
Креативный блок: дизайнер, фотограф для Instagram, продюсер съемок, стилист, ведущий видеообзоров, редактор, блогер, инфлюенсер.
Закупки, управление брендом: бренд-менеджер, fashion category manager, специалист в образовательных проектах и обучении бизнес-навыкам для фэшн-предпринимателей, байер. К слову, последние до сих пор остаются одной из самых модных профессий — от байеров, отбирающих наиболее интересные коммерческие идеи, во многом зависит политика продаж магазинов.
Digital и e-Commerce (взрывной рост вакансий наблюдается именно здесь): PR-менеджеры (работа с фэшн-блогерами, соцсети, спецфорумы, участие в организации съемок, показов), менеджеры по работе с блогерами, блогеры/стримеры, SMM, редакторы, менеджеры по рекламе и продаже проектов в соцсетях, аналитики, интернет-маркетологи. Появляются и новые роли, которых раньше не было: e-shop-менеджер, online merchandizing manager.
Средний возраст кандидата в e-Сommerce — 27 лет, причем в одной компании они работают примерно от 1,5 до 2,5 года. Наиболее перспективные профессии в фэшн-сегменте для молодых людей сегодня — маркетинг и онлайн-продажи в отрасли.
Навыки, которые сегодня важны для карьеры в фэшн-индустрии, не только узкопрофессиональные: необходимы знание digital, управление проектами, все чаще — «эмоциональный интеллект» (EQ). А энергия, мотивация работать в отрасли, творческая мобильность по-прежнему творят чудеса.
Экологичное мышление и майндфулнесс: как справиться со стрессом из-за пандемии Читать
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess