6 ноября 2020
Food Art: 6 художников, создающих произведения искусства из еды
Еда с давних времен вдохновляла художников. Даже древние египтяне, греки и римляне не упускали случая нарисовать что-нибудь съедобное на фресках и мозаиках, а художник эпохи Возрождения Джузеппе Арчимбольдо прославился причудливыми портретами, составленными из овощей и фруктов. Современные художники мыслят еще более смело: они создают картины и скульптуры прямо из продуктов. А вы готовы поглощать такое искусство?
Съедобные пейзажи Карла Уорнера
На «полотнах» британского художника и фотографа Карла Уорнера в буквальном смысле льются молочные реки среди кисельных берегов. В своей студии в Лондоне он днями напролет раскладывает килограммы продуктов — фруктов, овощей, сладостей, хлеба, мяса и рыбы — так, чтобы они образовали сложную композицию в соответствии с заранее нарисованным эскизом. Уорнер фотографирует слой за слоем, а затем «склеивает» кадры в фотошопе в единое целое. Получаются сюрреалистичные пейзажи: сельдерей и брокколи превращаются в ветвистые деревья, пекинская капуста — в бушующее море. Головки сыра, тыква и чеснок на «картинах» становятся стройматериалом для домов, а хлеб и картофель играют роль придорожных камней. Чтобы продукты не портились под мощным студийным светом, приходится работать крайне быстро: Уорнер даже нанимает помощников, которые помогают с раскладкой еды.
Сырная инсталляция Дитера Рота
Пожалуй, даже самые преданные фанаты сыра не осмелились бы откусить кусочек от экспонатов на выставке Дитера Рота Staple Cheese (A Race), которая проходила в 1970 году в Лос-Анджелесе. Швейцарский художник-абсурдист разместил в галерее 37 чемоданов, набитых брусками и головками сыра разных видов: чеддера, лимбургера, бри, камамбера и других. Раз в день чемоданы открывали, так что галерея за несколько дней насквозь пропиталась запахом медленно портящегося сыра. Так художник хотел запечатлеть процесс постепенного изменения и распада привычных вещей. Вскоре подоспели насекомые: мухи, тараканы, а затем и личинки. Некоторым посетителям становилось дурно, кто-то даже вызвал санитарную инспекцию, и галерею чуть было не закрыли. Но выставку со скандалом отстояли, ведь каждый художник имеет право на свободу самовыражения. «Вообще-то, насекомые и были моей целевой аудиторией», — с ухмылкой комментировал свою работу Дитер Рот. Правда, когда мероприятие кончилось, муж владелицы галереи все же отправил опротивевшие чемоданы с сыром на свалку.
Мозаики Джейсона Месье
Американский художник Джейсон Месье создает мозаичные портреты женщин и мужчин из подручных материалов, в том числе из еды. Чаще всего его героями становятся знаменитости. Например, Ким Кардашьян художник изобразил с помощью черных и красных лакричных конфет, портрет актера Кевина Бейкона выложил из кусочков бекона, а Гвен Стефани — из макарон, намекая на ее итальянские корни. Сейчас Месье редко использует продукты для своих коллажей, предпочитая сооружать их из разнообразного бытового мусора. Но иногда все же возвращается к прославившей его технике: скажем, в портрете Энди Уорхола он использует банки с супом Campbell и бананы — это отсылка к произведениям самого Уорхола.
Жевательные скульптуры Маурицио Савиньи
Итальянский скульптор Маурицио Савиньи знает толк в дольче вита, то есть сладкой жизни, ведь свои работы он изготавливает из огромного количества жевательной резинки. В ход идет ярко-розовый бубль-гум: ассистенты художника по несколько часов в день распаковывают жвачку, расплавляют ее до вязкого состояния, а потом с ней начинает работать мастер. Савиньи предпочитает делать «изваяния» в натуральный размер или больше. А поскольку героями его работ становятся крупные объекты — люди, буйволы, медведи и слоны, — на каждую скульптуру уходит несколько тонн жевательной резинки. Бывать на его выставках — одно удовольствие: все экспонаты имеют сладкий фруктовый аромат. Первая выставка Савиньи состоялась в 1992 году в Дюссельдорфе, и с тех пор вот уже почти 30 лет художник не изменяет полюбившемуся материалу.
Колбасные абстракции «Синих носов»
Российская арт-группа «Синие носы» знаменита в мире искусства своим чувством юмора и провокационными перформансами. Серия «Кухонный супрематизм», которую коллектив создал в 2005–2006 годах, возможно, самая наивная и добрая их работа. С помощью кусочков бородинского хлеба, сосисок и обрезков колбасы художники выкладывали супрематические композиции по мотивам творчества Казимира Малевича, а затем фотографировали их. Среди фотографий есть даже привет «Черному квадрату»: «Синие носы» скопировали его с помощью толстого хлебного ломтя. Как объясняют авторы, за простыми композициями лежит более глубокая мысль: авангардное искусство стало «кормушкой» для художников. Кстати, в 2019 году они передали «съестную» серию фотографий в дар Третьяковской галерее.
Карамельные статуи Джозефа Марра
У живущего в Берлине австралийца Джозефа Марра своеобразный взгляд на ремесло скульптора. Он считает, что зритель должен замечать в статуе не «руку мастера», а красоту самого объекта. Для этого нужно, чтобы статуя была точным воплощением реальности. Чтобы изготовить скульптуру, Марр вначале снимает точную 3D-копию с модели, затем создает силиконовые молды и уже их заполняет густым сахарным сиропом. Получаются огромные человекоподобные леденцы — при желании их даже можно попробовать на вкус. Правда, чтобы статуи лучше сохранялись, художник обрабатывает их специальным составом, но поверх него наносит еще один сахарный слой, специально для зрителей-дегустаторов. Чаще всего Марр «отливает» из карамели обнаженных девушек; благодаря специфическому материалу скульптуры имеют невероятный глянец и как будто светятся изнутри.
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess