Сигнал точного времени. Арт-проекты, которые стоит увидеть на Cosmoscow
U MAGAZINE изучил работы, представленные на арт-ярмарке Cosmoscow, и выбрал те, что наиболее точно отражают современность. Оригиналы можно увидеть c 12 пo 14 сентября в «Тимирязев Центре»
Ольга Чернышева
Галерея Iragui
Ольга Чернышева. «Дворцовая площадь», 2025У Ольги Чернышевой наблюдательность особого рода: она подмечает детали, мимо которых мы обычно проскакиваем, и в этом художнице мало равных. Но удивительно и то, как ее остановленный на чем-то взгляд запускает цепь ассоциаций, перекраивающих реальность на свой лад, что добавляет ей фантастичности. Так было с фотопроектом «Улица Сна», давшим название большой выставке Чернышевой, которая до 16 ноября проходит в Доме культуры «ГЭС-2». Буквы, стершиеся на табличке «Улица Лесная» в дачном поселке, превратили ее в «Улицу Сна»; там же обнаружились заборы из металлических спинок кроватей, что в целом создало ощущение полного сюра. Вот и картины импрессионистов и постимпрессконистов, котооые висят в эрмитажном Главном штабе в Петербурге, теперь заиграли новыми сюрными красками. Чернышева заметила, что в стеклах, защищающих полотна (музейщикам приходится теперь все чаще к этому прибегать), отражаются окна, выходящие на Дворцовую площадь, и что это вносит в картины существенную правку. И вот уже на «Игре в шары» Матисса «нарисовался» четвертый участник — отражение человека, стоящего у окна, а «Пруд в Монжероне» Моне дополнился целым каскадом отражений Дворцовой площади.
Владимир Дубосарский
Галерея Fineart
Владимир Дубосарский. «Счастливое детство», 2024Говорим «Виноградов и Дубосарский» — представляем яркую размашистую живопись, один колорит которой, как кажется, повышает адреналин. В условно соцреалистической манере эти художники прославляли радости жизни в самом широком диапазоне. С 1994 года (пять лет назад дуэт распался — и каждый из участников теперь творит отдельно) они успели отразить дух лихих 90-х, тучных «нулевых» и набиравших стабильность «десятых». Оба по-прежнему верны фигуративной живописи, хотя быть развеселыми «соцреалистами» уже не так-то просто. В творчестве Владимира Дубосарского тема счастливого детства — одна из давних. Понятно, что дачно-пионерская романтика — кладезь для иронии. Художник говорит, что в свое время был под сильным впечатлением от детских книжек 1950-1960-х годов. Так или иначе, у него (да и когда он работал в паре с Виноградовым — тоже) сцены детского счастья были вполне земными. В новой серии действо разворачивается на фоне ярко-голубого неба: вместо земли — облачная гладь, а девочки как ни в чем не бывало играют в бадминтон и пускают мыльные пузыри — вот и понимай, как чувствуешь.
Валерий Кошляков
Галерея Syntax
Валерий Кошляков. «Утро Парижа. 1937», 2025.С начала 1990-х годов Валерий Кошляков увлечен памятниками архитектуры: он пишет их целиком, детали их фасадов и убранства. Пальмира и Римский форум, фонтан Треви и Капитолий, собор Святого Петра и Нотр-Дам, виды Флоренции, Парижа, Венеции, шедевры конструктивизма и сталинские высотки — все это в разных техниках: от темперы и скотча на картоне до картин с потеками краски и целых инсталляций. Художник вовсе не умиляется руинами и стариной, он, напротив, восхищен статью построек, их имперским размахом, славным прошлым, которое вовсе не прошло: его картины продолжают волновать, и их любят музеи и публика. Классическая скульптура — от антиков до соцреализма — тоже в пантеоне Кошлякова. «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной впервые предстали перед публикой в Париже в 19 году: скульптура венчала советский павильон на Всемирной выставке — как апофеоз труда, физической силы, свободы. Эти ценности не устарели: вот и в исполнении Кошлякова шагающие «Рабочий и колхозница» будто замахиваются серпом и молотом на Эйфелеву башню, олицетворяющую бездушный прогресс.
Оля Кройтор
Галерея Syntax
Оля Кройтор. Серия Miraculously Routine, 2025.Листы из новой серии шелкографий Оли Кройтор — нынешнего лауреата премий U R Art, учрежденной нашим журналом, — приковывают взгляд. Они похожи на конструктивистские плакаты: броские сочетания фотографий, шрифтов, пустот, геометрических фигур. Минимум средств, две краски — красная и черная, — а воздействует беспроигрышно уже сто лет. В свое время приемы полиграфического дизайна, придуманные Лисицким и Родченко, служили делу революции: учили быстро читать и действовать («Клином красным бей белых»), продавать товары Моссельпрома и навсегда изменили верстку газет, журналов, книг. А что сейчас? Из советских газет 60-х годов, времен покорения космоса и всеобщего оптимизма, Кройтор уже составляла бодрые коллажи, настраивавшие на позитивный лад: коль будущее наступило, то и настоящее должно быть преодолено. В новой серии художница соединила заголовки и фотографии разных лет из австрийской «Рабочей газеты» (Arbeiter Zeitung), выходившей с 1889 по 1991 год, органа социал-демократической партии. Газета уже не издается, но заголовки по-прежнему актуальны: «Как мы хотим жить?», «Дайте нам наконец свободу!» или «Чудесная повседневность» — в том смысле, что поверить в происходящее все сложнее.
CrocodilePOWER
Галерея Марины Гисич
CrocodilePOWER. «Побег», 2018Художники группы CrocodilePOWER Петр Голощапов и Оксана Симатова создают пространства, где обитают странного вида существа: так выглядят их проекты что в галереях, что на открытом воздухе. Персонажи скульптур и картин будто пережили шквал трансформаций, перемещаясь из реального мира в виртуальный и обратно много раз. Чем не метафора нашего мятущегося сознания, которое давно просит о цифровом детоксе? «Мой разум говорит нет» — так называлась одна из скульптур CrocodilePOWER: гибрид из человеческих тел, лап животных, кристаллов, растений и еще не пойми чего. Впрочем, сами по себе они не страшат, их интересно рассматривать. К таким образам зрители привыкли со времен сюрреалистов, когда виртуальная реальность еще не была упакована в гаджеты, а являлась на картинах Эрнста, Магритта, Дали. Работы CrocodilePOWER фиксируют ее тотальный разгул. На картине «Побег» кто-то бежит по темному лесу, молния освещает распускающиеся магнолии, похожие на разинутые пасти. Может, это и есть пасти? Темный лес, как аллегория киберпространства, манит и пугает не хуже сказок. Но из него, как когда-то от реальности, хочется сбежать.
Денис Патракеев
Галерея Anna Nova
Денис Патракеев. Из серии «Над водой», 2025В хаосе перемен скульптуры Дениса Патракеева предлагают замедлиться, сфокусироваться на материале — дереве, камне, бронзе — и на самом акте творения. Его последняя выставка в галерее Anna Nova отсылала ни много ни мало к первой главе книги Бытия, где все сказано ясно, без полутонов: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы». Выставка так и называлась «Над водою», а сотворение мира художник уподобил чуть ли не ювелирной работе. Патракеев использовал природные материалы, обрамив булыжники и корни деревьев бронзой: это красиво, и есть в этом определенная магия. Сто лет назад корни деревьев собирал в качестве произведений искусства Михаил Матюшин, один из главных русских авангардистов, соавтор Малевича и Хлебникова по опере «Победа над Солнцем». Тогда, как мы помним, победил «Черный квадрат» — тьма, сейчас вся надежда на свет — тот, с которого начиналась книга Бытия.
Вильгений Мельников
Галерея Fabula
Вильгений Мельников. «Сухой фонтан», 2025Вильгений Мельников наловчился выдувать скульптуры из металлических листов, но не так, как Джефф Кунс, чьи надувные игрушки из хромированной стали с безупречной полировкой вызывают у взрослых прилив детского восторга. Тут же все наоборот: фигуры смяты, будто сдулись, а то и вовсе искорежены, как после взрыва, швы торчат наружу — эдакое «русское бедное» с полагающимся уровнем энтропии. Изваяния Мельникова — а это и персонажи классической скульптуры, и спародированная надувная собачка Кунса, и какие-то бесхозные манекены — будто пережили что-то непоправимое, но еще окончательно не выбыли из строя. Вот и фонтаны засохли (у художника уже несколько таких работ), и украшавшие их скульптуры лишились частей — но это словно археологические находки, ценные тем, что позволяют прикоснуться ко времени.
Глеб Косоруков
Галерея Pennlab
Глеб Косоруков. Из проекта «Герои Труда», 2009Глеб Косоруков снимал проект «Герои Труда» на некогда крупнейшей в Европе угольной шахте «Стаханов» в Донбассе — и еще до того, как регион стал горячей точкой. Фотограф застал безотрадную картину: хозяйство — в упадке, зарплаты — низкие, условия труда — тяжелые, жизнь в моногородах — без особых перспектив. От славы, которая окружала шахтерский труд в советские времена, не осталось и следа. Хотя в 1935 году именем шахтера Алексея Стаханова, перевыполнившего план по выработке в 14 раз — 102 тонны угля за смену, — было названо всесоюзное рабочее движение, а сам он стал примером для всего мира: в том же 1935-м его портрет красовался на обложке журнала Time. Величие героям труда возвращают 100 портретов донбасских шахтеров работы Косорукова. Напечатанными в двухметровом формате их показывали на выставках в России и Бельгии, а до 5 октября можно увидеть на выставке «Фотоискусство» в петербургском Манеже. Глеб снимал работяг сразу после окончания трудовой смены, пока те шли из шахты в душевую, — и несмотря на усталость и угольную пыль, в лицах их читается гордость за профессию. В 2018 году этот проект был опубликован в виде книги Heroes of Labour крупнейшим немецким арт-издательством Steidl. Сегодня, когда рабочие не воспринимаются героями и вообще считаются исчезающим классом, обстоятельность, с которой фотограф подошел к описанию жизни донбасских шахтеров, особенно ценна.
Катя Муромцева
Галерея XL
Катя Муромцева. Из серии «Как стать невидимым», 2020Мало кто из российских художников так чутко и прицельно реагирует на современность, на людей и события, как Катя Муромцева. Она демонстрировала поразительную включенность, даже когда жизнь ограничила ее строгими запретами, как это было в Загребе весной 2020 года, где художницу застал локдаун. Тогда на балконе арендуемой квартиры Катя открыла галерею «Балкон» и там вывешивала для обзора прохожих сначала свои работы, а потом и проекты друзей-художников. Первая выставка называлась «Как стать невидимым» и посвящалась деятелям культурного производства, которые остаются в тени славы художников, галеристов, коллекционеров, кураторов... Действительно, а много ли мы знаем о рядовых сотрудниках музеев и галерей? Проект продолжился серией акварелей, где Муромцева изобразила этих людей в полный рост — в виде красочных теней, которые отбрасывали их реальные фигуры. При этом художница общалась с ними: те рассказывали об условиях труда, о наболевшем — и тени обретали плоть. Муромцеву волнуют и более приметные личности, такие, кто буквально стал приметой времени — но без привязки к конкретной стране: политзаключенные, у частники одиночных пикетов, женщины в черном, протестующие против войны, женщины-мигрантки в Дубае — список ее героев нашего времени постоянно пополняется. Как правило, она рисует их в полный рост — и мимо ее акварелей не пройдешь.