«Комореби». Что нужно знать о выставке Георгия и Ирины Тотибадзе, при участии Александра Смирнова
В Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре 10/2 сейчас проходит выставка «Комореби» — первая совместная выставка известных московских живописцев, супругов Ирины и Георгия Тотибадзе. Проект, пронизанный чувством мимолетности и изменчивости красоты, объединяет работы двух художников и фотографические серии Александра Смирнова, создавая многоголосое пространство, в котором живопись и документальные наблюдения дополняют друг друга. Кураторы выставки Виктория Васильева и Елена Милановская специально для U MAGAZINE подготовили гид, в котором поделились своими комментариями о проекте
Георгий и Ирина познакомились во время учебы в Московском художественном училище памяти 1905 года, затем оба окончили Тбилисскую Академию художеств в 1991 году. Главные жанры для Ирины — это натюрморт и портрет, для Георгия — пейзаж. Основу проекта «Комореби» составили картины последних десяти лет. Многие написаны в период пандемии и самоизоляции, когда мастерская стала для авторов пространством, в котором можно было по-прежнему чувствовать себя свободно. Их работа и досуг представлены в снимках Александра Смирнова, фотографа, хроникера жизни мастерской Тотибадзе последних лет.
В экспозиции порядка ста работ выстраиваются в последовательность тем и мотивов шести залов, раскрывая идею ухода от противопоставлений. На выставке показано, как можно соединять близкое и далекое, сладкое и соленое, холод и тепло… И как это находит отражение у художников, умеющих видеть красоту вокруг и созерцать «комореби», фиксируя жизнь вокруг и в светлые, и в темные времена.
«Вода и суша»
Первый зал «Вода и суша», приглашая в путешествие по выставке,насыщен образами пути. Дорога и водная гладь здесь выступают устойчивыми метафорами жизни человека. Где-то нас встречает ласковое солнце и тихое спокойствие штиля, где-то над нами нависают грозовые облака, а перспективы скрываются во мраке. Запечатленные на холстах состояния природы перекликаются с разными тональностями человеческих переживаний. В диалоге оказываются стихии — земля, вода и небо. Отражающая поверхность превращает привычный дуализм в более сложную систему отношений сходств и различий, рождая особый опыт единства. Одна из работ Георгия Тотибадзе в этом зале — «Лужа № 1» (2012) принадлежит коллекции музея. Для ММОМА принципиально важно отражать в собрании современное искусство во всей полноте — от рубежа XIX–XX веков до наших дней. Примечательно, что в этой работе соединяются ключевые образы зала: дорога, вода и небо. Любоваться небом, глядя вверх или за морской горизонт, естественно и приятно. Но если заострить внимание, то его отблеск можно увидеть даже в луже на разбитой дороге.
«Дары морей, дары полей»
Пространство второго зала «Дары морей, дары полей» отдано натюрмортам Ирины, за небольшим исключением. Портрет кошки Кусик, обитательницы мастерской Тотибадзе на Стрелке, выполнен Георгием. Если пролистать фотоальбомы Александра становится ясно, что она неотъемлемый член семьи Тотибадзе. Придя на выставку, вы сможете разыскать еще один неочевидный портрет Куси. Тарелка с кефалью — единственная совместная работа супругов в экспозиции. То, что в первом зале могло бы подразумеваться — плоды земли и обитатели морских глубин — тут явлено во всей полноте. В этих дарах вновь встречаются царства земное и морское, но уже не в своем первозданном виде стихий, а преломленные через человеческий опыт и желание.
Натюрморты могут многое рассказать про человека, не только в отношении его вкусов и предпочтений в еде. В них отражается время: где-то завтрак только ждет своего хозяина, где-то мы видим конец трапезы. Кстати, в одной из серии можно даже догадаться о стране, ее вдохновившей: это подскажут не только блюда, но и характерные узоры на тарелках. Угадали? Да, серия появилась по следам поездки художников в Токио.
«Что наверху, то и внизу»
Третий зал «Что наверху, то и внизу» соединяет две предыдущие темы, вступающие теперь в диалог как микро- и макрокосмос. Явления, объекты и субъекты оказываются вплетены в общую ткань сложных взаимосвязей и причинно-следственных цепочек. Общие композиционные структуры становятся заметны на разных уровнях масштаба. В панораме земли, увиденной с высоты птичьего полета, в открытом кухонном ящике, и даже на срезе сырого мяса.
Серию Ирины «Полки» можно рассматривать не только как натюрморты, но и как специфические портреты: детали каждой полки складываются в историю о привычках, характере и образе жизни ее владельца. При всей индивидуальности полка — предмет, который объединяет всех: в каждом доме, пожалуй, найдется такая. Ландшафты Георгия тоже выявляют идею единства во множественности: с высоты вертолета стираются различия между людьми и государствами: перед глазами возникает схожий рисунокдорог, мостов, городов, полей и лесов.
Лестницу на второй этаж украшает авторская композиция Александра Смирнова — друга и хроникера семьи Тотибадзе. В течение двух лет он посещал мастерскую и снимал их повседневную жизнь. То, что в быту кажется привычным и не бросается в глаза — будь то лепка хинкали или замешивание краски — на его фотографиях обретает особый смысл и эстетику. Каждый зал экспозиции также сопровождает фотокнига, специально составленная в соответствии с его тематикой из снимков Александра.
«Сладкое и несладкое»
В небольшом четвертом зале «Сладкое и несладкое», с которого начинается экспозиция на 2-ом этаже выставки представлены работы Ирины: часть залов представляет художников персонально, а часть объединяет работы обоих. При входе в зал с говорящим названием «Сладкое и несладкое» зрителя встречает сцена застолья, к которому он словно присоединяется, подходя к краю картины. На стенах этого зала процесс готовки: взбитые белки для безе в миске, мясорубка на фоне кафельного кухонного фартука и раскрытая телефонная книжка… Хочет ли ее хозяйка позвать вечером в гости на ужин или уточнить рецепт? Рядом противень с хинкали, напротив — вазочки со сладостями, а в центре зала — огромный торт с клубникой 120х130 см.
«Свет и темнота»
Оказавшись в следующем, пятом, зале «Свет и темнота», посетитель переносится в лес: его окружают большеформатные холсты Георгия с деревьями, которые художник повстречал в Мухрани, селе Гарикула (Грузия), Токио, Подмосковье — все они отражают разные состояния природы и времена года. Так, две работы в монохромных черно-белых тонах, напоминающие о восточной традиции письма тушью, словно погружены в печальный сон, от них веет одиночеством и даже трагизмом. Напротив — пронзительная голубизна неба над полупрозрачным мухранским лесом, а по сторонам почти во всю высоту стен старый цветущий абрикос и — уводящие вглубь зеленые кроны, сквозь которые на землю пробивается солнечный свет. Здесь можно посидеть и поочередно испытать смену состояний, подумать о том, как важно иметь в жизни разный опыт. Дерево для художника – важный символ, который связан для него не только с творческой биографией.
«Смотреть и видеть»
Последний зал выставки — «Смотреть и видеть» — объединяет работы Георгия и Ирины. Второе основное направление живописи для Ирины наряду с натюрмортом — это портрет, и именно в шестом зале сосредоточены ее работы в этом жанре. В большой шпалерной развеске — портреты друзей, знакомых, родственников. Взгляд всех их направлен вперед: в момент создания работ на художницу, а на время выставки — уже на зрителя. Текст в зале предлагает поразмышлять о том, как люди видят и воспринимают друг друга, через медленное смотрение зритель может по-разному увидеть и себя. Работа с портретом — всегда деликатна, так как требует передачи образа, характера.
Иного типа деликатность и точность есть и в картинах Георгия в этом зале — серия работ с кустами, растениями, крошечными насекомыми, населяющими ювелирно прописанные ветки, цветы, листья, хвою. Еще ближе познакомиться с творческим методом и биографией художников позволит специально снятый получасовой фильм-интервью. Название зала связано не только с мотивом взгляда, представленным портретной галереей, но и аккумулирует идею объединения противопоставляемых категорий предыдущих залов — «Свет и темнота», «Вода и суша» и других. Смотреть на противоположности можно не сталкивая их, не разделяя, а видя в их разности полноту и разнообразие — мира, опыта, себя.
Информационным партнером выставки выступает журнал U MAGAZINE.