21 июля 2021 | Екатерина Киселева

Какие русские режиссеры получили наибольшее признание в Каннах и Венеции

Андрей Звягинцев и еще три деятеля киноискусства, за которыми стоит следить

В этом году Каннский кинофестиваль преподнес несколько сюрпризов: неожиданно главный приз присудили французскому боди-хоррору «Титан» и награды получили три российские картины. По стопам главного киносмотра года автор U magazine%20">канала «Кино Кукуруза» в Яндекс.Дзене и колумнист рубрики «Кино» Екатерина Киселева рассказывает, кто из наших режиссеров чаще всего попадает на международные конкурсы.
Екатерина Киселева фото № 1
Екатерина Киселева
Красная ковровая дорожка свернута, шампанское выпито, награды получены, благодарственные речи сказаны — 74-й Каннский кинофестиваль подошел к концу. Теперь критики и обозреватели подводят итоги, а зрителям только предстоит посмотреть новые ленты в кинотеатрах. И действительно, в этом году на кинофестивале представлено немало интересных историй, среди которых и несколько российских картин. Фильм Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе» по роману Алексея Сальникова попал в основную программу, а «Разжимая кулаки» Киры Коваленко и «Дело» Алексея Германа-младшего вошли в конкурсную программу «Особый взгляд». Главными итогами фестиваля для России стали присуждение Гран-при фильму «Купе номер шесть» Юхо Куосманена (копродукция с Россией) в основной программе и победа Киры Коваленко в секции «Особый взгляд». «Петровы в гриппе» Серебренникова также не остались обделенными вниманием жюри.
Кадр из фильма Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе», 2021 фото № 2
Кадр из фильма Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе», 2021
Канны, Венеция, Берлин, Sundance и «Оскар» — это не полный список значимых фестивалей, на которые российские кинематографисты попадают с завидной регулярностью. Существует мнение, что если режиссер один раз был отмечен на том или ином фестивале, то впоследствии его или ее работы будут находиться под пристальным вниманием отборщиков именно этого фестиваля.

Вот список современных режиссеров из России, которые чаще всего представляют свои картины и становятся фаворитами иностранной публики.

Главный российский режиссер 2010-х по версии «Бюллетеня кинопрокатчика» — Андрей Звягинцев

Один из немногих художников, который умеет из России говорить со всем миром на понятном языке. Его истории одновременно универсальные и глубоко русские, являющиеся мощным обобщением всех страхов нашего общества. Причем рассказано обо всем этом в лоб, без недомолвок и реверансов. Возможно, именно поэтому его картины так легко воспринимаются иностранцами, которые не знакомы да и не интересуются реалиями жизни в России.

В 2003 году вышел дебютный фильм Звягинцева «Возвращение», сразу получивший «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале и ряд премий. «Изгнание» и «Елена» были номинированы и отмечены наградами на Каннском фестивале. «Левиафан» и «Нелюбовь» помимо успеха в Каннах также получили номинацию на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.
Андрей Звягинцев на Каннском кинофестивале, 2018 фото № 3
Андрей Звягинцев на Каннском кинофестивале, 2018

Уникальный художник, мыслитель и учитель — Александр Сокуров

Охарактеризовать фильмографию этого режиссера в паре абзацев — задача непосильная, в общем-то даже глупая. Это большой путь, который состоит из множества мотивов, взглядов, событий, истории страны и самого художника. В основе его творчества лежит единый философский взгляд на мир. Его игровые и документальные работы живут по одним и тем же законам. Неудивительно, что фильмы Сокурова неоднократно отмечались в Каннах, Венеции и на Берлинском кинофестивале.

В последние годы выпускники мастерской Сокурова в Нальчике тоже стали снимать удивительные работы, которые получают признание на самых крупных кинофестивалях. Кантемир Балагов в 2017 году получил приз ФИПРЕССИ в категории «Особый взгляд» за картину «Теснота». А в 2019 году вернулся в Канны уже с новой работой «Дылда», которая была отмечена наградой в конкурсной программе «Особый взгляд».

В этом году в секции «Особый взгляд» победила Кира Коваленко с фильмом «Разжимая кулаки», которая также училась в мастерской Сокурова.
Александр Сокуров на Венецианском кинофестивале, 2011 фото № 4
Александр Сокуров на Венецианском кинофестивале, 2011

Актер, кинорежиссер, театральный постановщик, сценарист, продюсер и общественный деятель — Андрей Кончаловский

Сын Сергея Михалкова, советского и российского писателя, автора советского гимна, и Натальи Кончаловской, дочери известного художника-модерниста Петра Кончаловского. Кончаловский начинал режиссерскую карьеру вместе с Андреем Тарковским, став соавтором короткометражного фильма «Каток и скрипка», а также двух первых картин «Иваново детство» и «Андрей Рублев».

Конечно, происхождение и начало творческого пути оказали большое влияние на его художественный метод и видение. Его объемная фильмография включает разные картины: экранизации классической литературы, мюзикл, англоязычные голливудские фильмы, документальные проекты и многое другое. Его ленты были неоднократно номинированы и получали награды на Каннском, Венецианском, Берлинском кинофестивалях и других международных конкурсах.
Юлия Высоцкая и Андрей Кончаловский на Венецианском кинофестивале, 2020 фото № 5
Юлия Высоцкая и Андрей Кончаловский на Венецианском кинофестивале, 2020

Главный артхаусный режиссер в России — Алексей Герман-младший

Родился в семье кинорежиссера Алексея Германа-старшего и сценаристки Светланы Кармалиты. Практически все работы Германа-младшего попадали в Венецию или Берлин. А последний фильм «Дело» вошел в конкурсную программу «Особый взгляд» в Каннах. Существует мнение, что успех режиссера обусловлен влиятельной фамилией. Однако это неверная точка зрения, особенно учитывая, что картины его отца как раз не имели успеха на международных кинофестивалях. Единственный фильм Германа-старшего, попавший в Канны, — «Хрусталев, машину!» 1998 года, и он не был отмечен наградами.

Одна из самых значимых картин Германа-младшего на данный момент — «Бумажный солдат». Название взято из песни Булата Окуджавы. Это фильм о шести неделях жизни врача Даниила Покровского, который готовит отряды космонавтов к выходу в космос в 1961 году на Байконуре. На Венецианском кинофестивале картина получила «Серебряного льва» и награду за операторскую работу.
Алексей Герман-младший на Каннском кинофестивале, 2021 фото № 6
Алексей Герман-младший на Каннском кинофестивале, 2021

Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147