8 декабря 2020 | Маргарита Замураева

Истории, которые на самом деле стоят за популярными песнями

Все не так очевидно, как кажется.

Если разложить на составляющие каждую великую песню, помимо лирики, удачно положенной на ноты, мы обнаружим впечатляющую историю, достойную голливудского блокбастера. Или как минимум эпизода остросюжетного сериала. Со временем все эти истории забываются, и на их место приходит смысл, которым наделила музыку сама аудитория. И он бывает до абсурда противоположен задуманному автором. Судите сами.

Eric Clapton — Tears in Heaven

Лирическая композиция позднего Эрика Клэптона Tears in Heaven ассоциируется у абсолютного большинства несведущих слушателей с блаженной негой и меланхоличной грустью.

Tears in Heaven постоянно играет в фитнес­-клубах и на радиостанциях с релакс­-музыкой. На деле за песней кроется история куда более прозаичная и печальная. Мягко говоря. На дворе 1991 год. Четырехлетний сын великого гитариста, единственный наследник Клэптона, бежит по квартире на 53­-м этаже нью­-йоркского небоскреба и падает из панорамного окна. Роковая случайность опустошает Клэптона, чьи дела и без того оставляли желать лучшего. Музыкант впадает в жесточайшую депрессию, перестает выступать.

Год спустя оцепеневший от горя Клэптон посвящает погибшему Конору песню Tears in Heaven, которая в конечном счете помогла ему самому вернуться к жизни. Это был один из редких случаев в биографии Клэптона, когда он обрел спасение не в алкоголе и героине, а в музыке: «Я почти подсознательно использовал музыку в качестве средства исцеления, и вот — это сработало».


ABBA — Happy New Year

Happy New Year — новогодняя композиция, популярная во всем мире, особенно на постсоветском пространстве. Что же кроется за музыкой, под которую мы торжественно поднимаем бокалы в главную ночь года?

Очевидно, что сама песня далека от какой-­либо торжественности и праздничного мажора. Известный хит появился на свет задолго до своей славы — в 1980 году — и имел невеселое название Daddy Don’t Get Drunk on Christmas Day. Композиция предназначалась для рождественского мюзикла, который затевали музыканты ABBA и Джон Клиз из «Монти Пайтона». Мюзикл так и не увидел свет, песня была переписана и переименована в незамысловатое и коммерческое Happy New Year. Тем не менее пессимистичный и мрачный флер композиция сохранила.

Примечательно, что хитом международного масштаба песня стала только в 1999­-м, перед наступлением миллениума. О том, как долго Happy New Year ждала признания, указывает упоминание в тексте 1989 года. Впрочем, и сами участники коллектива не скрывали, что никогда не стремились создать новогодний хит и написали песню совсем не о празднике, а, скорее, о боязни будущего. Cheers!


Police — Every Breath You Take

Максимально романтичный поп-­гимн любви и ее невротическим проявлениям. Одна из самых известных композиций в популярной музыке сопровождает любовные признания, свадьбы, годовщины и все медленные танцы на праздниках любого масштаба. Почитается как влюбленными барышнями, так и футбольными фанатами.

Самое время ознакомиться с цитатой Стинга по теме: «Одна пара однажды сказала мне: "Мы любим эту песню, она была основной на нашей свадьбе!" Я подумал: "Ну что ж, удачи"». Не то чтобы Стинг не умеет радоваться за простых смертных, дело лишь в том, что великий гимн любви на самом деле посвящен разводу, а именно расставанию Гордона Мэттью Самнера, более известного как Стинг, с его женой Франсес Томелти. И все эти пресловутые строчки «Every Single Day, Every Word You Say...» воспевают не вечную любовь, а одержимость людей друг другом после расставания, желание контролировать и следить за каждым шагом уже бывшего партнера. Разочарование — вот что осталось у Стинга от восприятия поклонниками его очень личной песни.


The Beatles — Help!

Веселой искрометной композиции битлов так и тянет подпевать и притоптывать в такт. Но сперва процитируем Джона Леннона: «Когда Help! вышла, я на самом деле молил о помощи. Большинство людей думают, что это просто быстрая рок­-н­-ролльная песня. В то время я этого не осознавал. Я написал песню, потому что мне поручили написать ее для фильма. Но позже я понял, что действительно молил о помощи».

Баллада в стиле Дилана, написанная утомленным славой 24-­летним Ленноном, превратилась в ритмичный хит исключительно из­-за коммерческих интересов группы. На деле же Джон был предельно серьезен в своей лирике. Психологические проблемы, недовольство собой, лишний вес, наркотики, бешеная популярность повергли Леннона в стресс.

Help!, которую сам музыкант называл одной из самих искренних песен в своей карьере, была без преувеличения сигналом SOS. Впоследствии Леннон сожалел о судьбе своей песни и о том, что преданная публика так и не смогла разглядеть за хитом мольбу о помощи, даже несмотря на говорящее название.


Leonard Cohen — Dance Me to the End of Love

Напоследок один из самых популярных свадебных вальсов в представлении слушателей по всему миру. Если бы новобрачные знали историю этой композиции, поставить ее для своего первого танца решились бы единицы. Песня навеяна историей о Второй мировой войне, прочитанной Коэном в книге. Историей трагичной и жестокой — о том, как во время казни евреев в концлагерях должен был играть струнный квартет. Так появились строки про «пылающую скрипку» и «танец посреди страха».

Лирика Dance Me to the End of Love полна метафор и аллегорий, воспевающих любовь и смерть. По признанию музыканта, у этой песни десятки куплетов, которые он писал на протяжении многих лет. «Эта песня пришла из того, что я где-­то прочитал, или услышал, или просто знал, что в лагерях смерти, определенных лагерях смерти, перед крематорием заставляли играть струнный квартет, пока весь этот ужас происходил. И такая же судьба ожидала этих музыкантов. И они играли классическую музыку, пока их собратьев­-заключенных убивали и сжигали. Поэтому в словах «скрипкой пылающей веди меня в танце к своей красоте» подразумевается красота консуммации (завершения брачного договора. — Прим. Umagazine.ru) с жизнью».

Сам Коэн признавался, что песня написана языком влюбленных, а значит, она о многом, и знать ее генезис не так важно. В процессе работы над Dance Me to the End of Love эта композиция стала больше чем песней — скорее молитвой, которая воспевает любовь к жизни. Возможно, Леонард Коэн прав, и это действительно есть то единственное, что нам стоит знать о его бессмертной музыке.



Instyle

Телефон:
+7 (495) 974-22-60

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147