28 сентября 2020 | Маргарита Замураева
И бог создал женщину: как Брижит Бардо предвосхитила главные тренды современности
28 сентября 86 лет исполняется Брижит Бардо. Одна из главных икон XX века, ролевая модель и известная активистка, защищающая права животных, не только вошла в мировую историю и стала живой легендой, но и жила по принципам, которые стали популярны только спустя 50 лет.
Сексуальная революция
Легендарный фильм «И Бог создал женщину», который сделал из юной Брижит Бардо звезду кинематографа, историки и специалисты индустрии называют предвестником глобальной сексуальной революции.
Картина вышла на экраны в 1956 году и продемонстрировала миру незнакомое на тот момент явление — свободную, раскрепощенную и уверенную в себе женщину, которая не зависит от мужчин и не следует определяемой ей социальной роли. Несмотря на то, что сейчас лента Роже Вадима считается классикой кинематографа, на закате 50-х фильм вызвал шквал критики и порицания в обществе, а также осуждение католической церкви — Ватикан открыто объявил девушку олицетворением греха. В Америке картина появилась в 1957 году и произвела тот же эффект, изменив представление о женской сексуальности.
Несмотря на скандал, после выхода фильма лучшие режиссеры начали предлагать Бардо съемки в своих фильмах, мужчины стали буквально следовать за актрисой по пятам, а женщины сотворили из нее кумира — одновременно любимого и ненавидимого.
Эмансипация
В 1959 году известная феминистка своего времени Симона де Бовуар написала эссе, посвященное Брижит Бардо, в котором назвала ее «лучшим образцом освобожденной женщины в послевоенной Франции». По мнению писательницы, Брижит была самой свободной и раскрепощенной французской женщиной, символом страны, возрождающейся после тягот войны.
Бардо одной из первых стала загорать в новой и излишне откровенной для того времени модели купальника — бикини, а затем и вовсе топлес. О Брижит часто шутили, что бикини — ее бизнес-костюм. Актриса нередко позировала в пляжном одеянии фотографам на Каннском фестивале и в своих ранних фильмах. Вслед за Бардо, быстро ставшей секс-символом, женщины тоже начали носить новую модель купальника — с тех пор она никогда не выходила из моды.
Защита животных
Для Брижит Бардо гораздо приятнее, когда ее характеризуют не как звезду кинематографа, а как защитницу животных. «Я отдала мужчинам свою молодость и красоту. Теперь я дарю свою мудрость и свой опыт — лучшее, что у меня есть, животным, они любят куда искреннее, чем люди», — говорит Бардо. Актриса ушла из кино в 39 лет и с тех пор посвящает всю свою жизнь братьям нашим меньшим.
Еще в далеких 70–80-х годах знаменитая француженка начала бороться за права животных с радикализмом и рвением, присущим современным активистам, но нехарактерным для повестки тех десятилетий. В 1986 году она основала Fondation Brigitte Bardot («Фонд для благополучия и защиты животных»), в который вложила 3 миллиона франков, заработанных от продажи на аукционе собственных нарядов и драгоценностей.
Она регулярно обращается к звездам с призывом перестать носить мех и пропагандирует отказ от мяса: «Если бы каждый из нас должен был убить собственными руками животное, которое пойдет в пищу, то миллионы стали бы вегетарианцами!» Однажды Бардо написала открытое письмо председателю КНР Цзян Цзэминю, в котором обвинила китайцев в «издевательствах над медведями и убийстве последних в мире тигров и носорогов для создания афродизиаков», а также обещала запросить российское гражданство, если в зоопарке Лиона продолжат убивать больных туберкулезом слонов.
Несмотря на всемирную славу и все сопутствующие ей признаки благополучия Бардо искренне презирает роскошь и считает, что «кутюр — для старух». Еще больше негодования вызывает у актрисы мех как один из атрибутов люкса: «Шуба — это кладбище. Настоящая женщина не станет носить на себе кладбище».
Чайлдфри
Если бы молодость Бардо пришлась на наше время, актрисе было бы куда проще вписаться в общество. Звезда никогда не хотела иметь детей, но понятия «чайлдфри» в то время не существовало. Более того, до 1975 года аборты во Франции были запрещены. В 1959 году, когда за плечами Брижит было уже несколько нелегальных абортов, она решила прервать еще одну беременность. Но к тому времени Бардо стала настолько известной, что ни один врач не решился делать подпольную операцию знаменитости. Медики опасались, что журналисты, преследовавшие девушку, могли узнать о незаконном аборте звезды.
Брижит ничего не оставалось, как сохранить беременность и выйти замуж за отца ребенка Жака Шарье, хотя ей не хотелось становиться его женой. Из-за нежеланной беременности материнство актрисы превратилось в настоящий кошмар — как для нее, так и для ее сына. Бардо проводила последние месяцы, будучи буквально в заточении в собственном доме, не имея возможности даже открыть шторы — дом звезды круглосуточно осаждали журналисты, мечтавшие сделать фото секс-символа в положении. Первая попытка актрисы выйти на улицу закончилась очередным эпизодом домашнего насилия со стороны мужа, а вторая — попыткой суицида после испуга, полученного будучи окруженной толпой корреспондентов.
Роды актрисы были очень тяжелыми, и когда первенец звезды наконец появился на свет, она отказалась кормить его грудью и пообещала себе больше никогда не рожать. Появление ребенка не разбудило в ней материнского инстинкта — она вверила его заботам няни, а через два года развелась с Жаком Шарье, оставив сына бывшему мужу. Актриса часто говорила, что не в состоянии позаботиться о себе, не то что о ребенке. Несмотря на всю драматичность ситуации, эта история — идеальная иллюстрация к популярному сейчас лозунгу «мое тело — мое дело». Вне зависимости от ожиданий общества женщины имеют право самостоятельно принимать решение, когда рожать детей и рожать ли вообще. Если бы у Бардо в 1959 году было право выбора, драмы, которая искалечила жизнь целой семьи, можно было бы избежать.
Борьба с буллингом и мизогинией
Брижит Бардо никогда не считала нужным оправдываться и не боялась предстать в нелицеприятном свете. За это она регулярно сталкивалась с ненавистью незнакомых людей, преимущественно женщин, которые презирали актрису за ее красоту и свободный нрав. Не раз здоровье и жизнь звезды подвергались риску из-за мизогинии и агрессии окружающих: например, снимаясь в Женеве, Бардо чуть не погибла. Местные «хейтеры» кидали в актрису помидоры, ящики и банки с водой с криками «Убирайся в свою Францию! Чтоб ты сдохла!». Однажды на звезду напали прямо в лифте клиники, куда она пришла с целью навестить заболевшую подругу. Вошедшая вслед за ней уборщица начала выкрикивать в адрес Бардо оскорбления и вонзила ей в плечо вилку со словами: «Вы отнимаете мужчин у бедных женщин! Так бы и изуродовала ваше личико!» После этих эпизодов актриса не раз говорила: «Легче защитить свою добродетель от мужчин, чем свою репутацию от женщин».
Свобода выбора
Брижит Бардо была одной из самых любвеобильных женщин своего времени и никогда не считала это чем-то, чего стоит стыдиться. «Из благодарности за любовь я готова встать чуть ли не на колени!» — говорила актриса и действительно всегда гналась за этим чувством. Говоря современными терминами, Бардо легко можно назвать сторонником полигамии и полиамории — звезда часто заводила параллельно несколько романов, будучи замужем, имела много любовников и никогда этого не скрывала. «Я люблю любовь, и именно поэтому так часто изменяла мужчинам. Как только чувства начинали остывать, искала новое увлечение», — говорила Брижит.
Так, во время съемок «И Бог создал женщину» замужняя Бардо закрутила роман со своим коллегой по площадке Жаном-Луи Трентиньяном на глазах у своего супруга-режиссера. Пока Жан был в армии, нашла утешение в объятиях французского музыканта Жильбера Беко. Во время брака с Жаком Шарье актриса влюбилась в партнера по фильму «Истина» Сами Фрея. Сценарий повторялся в каждом новом романе звезды.
Как только в отношениях появлялись скука и быт, Бардо предпочитала начинать новые, поэтому ни один из ее пяти браков не продержался долго. В традиционном обществе 50–60-х годов актрисе удалось изменить парадигму — в браке она чаще всего вела себя так, как это принято приписывать мужчинам, будучи гораздо более свободной в отношениях, чем ее супруги. Ее второй муж, актер Жак Шарье, однажды даже чуть не повесился в порыве ревности. Да и в целом к институту брака легендарная француженка всегда относилась со скепсисом и нередко высказывалась против. «В наше время нельзя прожить с мужчиной и полугода, чтобы тебя не объявили невестой», — жаловалась Брижит в интервью.
Новая этика
В современном мире с его новой этикой и обостренным чувством толерантности карьера Брижит Бардо могла бы сложиться совсем иначе. Актриса всегда была острой на язык и привыкла высказываться прямо, откровенно и порой излишне жестко. По этой причине журналисты опасаются приглашать Бардо в прямые эфиры и брать у нее интервью. Когда звезда издала свои мемуары, на нее и вовсе подали в суд «за фашистскую направленность и расистский характер книги». С 90-х годов актриса регулярно выступала с критикой правительства Франции и его миграционной политики — Брижит нередко высказывается на тему иммигрантов, гомосексуализма и межрасовых браков. Подобная откровенность не раз приводила Бардо в суд: актриса пять раз была осуждена «за разжигание межнациональной розни», ей пришлось выплатить десятки тысяч евро штрафов.
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess