Исчезновения, изоляция, интриги: 5 захватывающих триллеров, основанных на реальных событиях
14 августа в прокат выходит survival-триллер «Эдем», рассказывающий о том, как тропическая утопия на острове в Тихом океане превращается в змеиный клубок жестоких страстей. В основе сюжета — реальная история знаменитых отшельников, которые в 1930-е годы пытались построить жизнь в гармонии с первозданной природой, поселившись на Галапагосских островах. В специальной подборке вспоминаем еще несколько очень разных фильмов, основанных на вполне реальных — а еще жутких, захватывающих и вдохновляющих — событиях
«Эдем» (2025)
Новый режиссерский проект Рона Ховарда (это он снял оскароносную драму «Игры разума» с Расселом Кроу и детективный триллер «Код Да Винчи») начался с кропотливого расследования. Ховард был заинтригован загадочными событиями на острове Флореана, где в 1930-е годы процветало несколько колоний, основанных людьми, решившими сбежать от развращающего влияния цивилизации к природе, и жить исключительно своим трудом. В первые годы у отшельников все шло хорошо, но после того как на Флореане появилась эксцентричная авантюристка, называющая себя Баронессой, обстановка начала накаляться, и в итоге все закончилось чередой загадочных трагедий. Подробности этих событий до сих пор будоражат мысли не только журналистов, но и кинематографистов: в 2010-х о колониях на Флореане был снят документальный фильм «Галапагосское дело», в котором участвовали, кроме прочих, Кейт Бланшетт и Дайан Крюгер.
Рон Ховард долгих пятнадцать лет изучал все доступные материалы, связанные с историей утопической колонии на Флореане, и в «Эдеме» представил собственную версию тогдашних событий. Он в художественной форме изобразил все перипетии интриг и конфликтов, раздирающих с виду безмятежный райский уголок. Драма здесь туго переплетается с триллером о выживании, а роскошные виды тропиков (все снималось на натуре, в том числе на тех самых Галапагосских островах) дают погрузиться в атмосферу с первых же кадров. История взлета и падения островной утопии разыграна блестящей командой. Ховард собрал актеров и актрис первой величины: поселенцев играют Джуд Лоу, Даниэль Брюль, Сидни Суини и Ванесса Кирби. А роль обольстительной и коварной Баронессы досталась восходящей звезде Ане де Армас.
«Маяк» (2019)
Медитативный сюрреалистический триллер Роберта Эггерса (снявшего «Варяга» и недавний хоррор-хит «Носферату» с Натали Портман) повествует о жизни двух смотрителей маяка на крошечном каменистом островке. Визуальный стиль фильма навеян сочетанием символистских картин Арнольда Беклина и Жана Дельвиля (где чудовища и герои мифов встречаются на фоне фантасмагорических пейзажей) с вполне реальными фотографиями Новой Англии 1890-х годов. А сюжет плавно сдвигается от бытовых подробностей вынужденной изоляции к рассказу о распаде привычной реальности, наполняясь все более жуткими и причудливыми образами — от одноглазой чайки до русалки, выброшенной на берег.
Несмотря на все обилие авторской фантазии, в основе сюжета «Маяка» лежит реальная история, которая случилась в 1801-м году на одном из крошечных островков у берегов Уэльса. Когда один из двух смотрителей маяка погиб из-за несчастного случая, коллега испугался, что его могут обвинить в смерти, и не сообщил никому о трагедии, вместо этого сделав самодельный гроб и выставив его подальше от маяка. К концу смены жизнь в одиночестве рядом с мертвецом едва не стоила бедняге рассудка. Эта печальная история, впрочем, имела хороший финал: впоследствии правила работы смотрителей на маяках изменили, чтобы в команде работало три человека: это позволяло и лучше распределять обязанности, и сохранять психологический баланс в конфликтных ситуациях.
«127 часов» (2010)
Остросюжетная драма Дэнни Бойла (в 1990-х он снял культовый «Трейнспоттинг», а в 2000-х — не менее культовый зомби-хоррор «28 дней спустя») рассказывает о реальной истории чудесного спасения. В апреле 2003-го заядлый альпинист Арон Ралстон во время спуска с гор в штате Юта оказался в ловушке, когда огромный валун придавил его правую руку. В течение пяти с лишним дней Ралстон боролся за жизнь, поедая остатки двух буррито, а когда запасы еды и воды исчерпались, ему пришлось провести импровизированную (и очень болезненную) хирургическую операцию, после которой он смог выбраться на свободу — а затем спустился на веревке до подножия горы и преодолел еще добрый десяток километров в поисках помощи. «127 часов» дает подробную хронику этой мрачной, но вдохновляющей истории: атмосфера тотальной изоляции в узком промежутке между опасными скалами перемежается с отчаянными попытками Арона (играет его Дейв Франко) освободиться из каменного плена — в итоге получается мощная смесь драмы и саспенса.
«Выжить» (1993)
В октябре 1972 года над Андами разбился авиалайнер, на борту которого летела школьная сборная по регби из Уругвая: около тридцати молодых людей уцелели после катастрофы, но оказались посреди заснеженной пустоши, многие оказались тяжело ранены. В течение нескольких месяцев они выживали в суровейших условиях (ночами температура опускалась до -30 градусов), и поедали тела погибших, чтобы остаться в живых самим. Когда команду спасли, новость о «чуде в Андах» обошла весь мир, но едва в прессу просочились сведения о каннибализме, поднялась волна шока: дошло до того, что Папа Римский в специальном обращении отпустил грехи всем выжившим (что было немаловажно, поскольку регбисты были истовыми католиками). Эта жуткая и жизнеутверждающая история легла в основу остросюжетной драмы «Выжить», где сыграл молодой Итан Хоук.
«Побег из Алькатраса» (1979)
Фильм классика экшенов Дона Сигела (он снял легендарный боевик «Грязный Гарри») основан на истории самой знаменитой попытки побега из тюрьмы Алькатрас, расположенной на острове в заливе Сан-Франциско. В июне 1962-го трое заключенных выбрались из камер через вентиляцию (чтобы охрана ночной смены ничего не заподозрила, в постелях они оставили куклы из папье-маше!), а затем на самодельном плоту попытались уплыть восвояси. Что с ними случилось дальше — остается неизвестным: никто из беглецов нигде не был замечен, а по официальной версии все они утонули, не достигнув берега. В фильме история трех опытных заключенных, планирующих дерзкий побег, оформлена как триллер, полный сдержанного саспенса. Герои умело ускользают от внимания вездесущих охранников, по крупицам собирают информацию, мастерят тайком от всех те самые куклы, и с предельной собранностью организуют побег из тюрьмы строжайшего режима (в которой, кстати, отбывал срок знаменитый Аль Капоне). Добавьте сюда великолепного Клинта Иствуда в одной из своих малоизвестных — но безусловно мощных — ролей, и получится захватывающий от первых до последних минут рассказ о человеческой смекалке, которую не остановят никакие преграды.