Династия — art. Современное искусство Японии, о котором надо знать
Япония — кимоно, сакура и рис. Еще Япония? Тогда ваби-саби, многовековая изоляция и «72 сезона». Как эти элементы формируют искусство и почему делают его уникальным — разберем через работы современных авторов, чьи имена стоит знать так же хорошо, как и Миядзаки
Масахиса Фукасе
Растворение в ближнем, одиночество, преданность, вороны и кошки — это искусство Масахисы Фукасе. Фотографа считают мастером выражения эмоций в условиях скупой на чувства культуре — и делает он это в фотографиях, скупых на цвета. В 1970-е арт-сцена Японии начинает экспериментировать с «я»-фотографией: исследовать невыносимую легкость бытия. Масахиса в это время работает над «Из окна» — серией, посвященной рутине жены. Хроника превращается в меланхоличное документирование: любовь отступает с каждым кадром, пока не исчезает полностью в 1974 году. «Мои фотографии — это фотографии его самого. Порой я думаю, он был со мной лишь ради них», — вспоминает Еко, первая жена и героиня серии.
«Из окна», 1974«Из окна», 1974 После развода и до смерти Масахиса снимает воронов — зеркало собственного одиночества. Кошки? Только одна и только самый любимый кот – Сасуке. Последний знак того, что он не совсем один.
«Вороны», 1975–1986 и «Сасукэ», 1977
Dumb Type
«Мы назвались Dumb Type, потому что отказались от слов в наших спектаклях. В Японии и без того информационный перегруз». Этот коллектив художников, программистов и хореографов сформировался в Киотском университете искусств в 1980-х — в эпоху экономического пузыря, который лопнул с хлопком розовой жвачки, вылившись в поп-глитч, арт-китч и гибридную азиатско-западную идентичность с цифровым сердцем.
«S/N Скрининг», 1994 Центральной фигурой стал Тэйдзи Фурухаси. У Тэйдзи было два наставника: отец, прочивший сыну карьеру традиционного художника, и преподаватель курса «Планирование искусств» Сэкинэ Саносукэ — адепт дадаизма. Победил, разумеется, второй. Отказавшись от вербального театра, Тэйдзи с группой сделали ставку на визуальные и цифровые образы, став первооткрывателями. В Pleasure Life Dumb Type предвосхитили слияние жизни и медиа. В 1988 году спектакль показали в Европе, где его смотрели со страхом. Но токийская публика встретила его восторгом: «Это потрясающе! Так мы будем жить в будущем». Dumb Type же говорили (бессловесно) о настоящем — все реквизиты были куплены в обычных магазинах. Значит, это уже сейчас.
«Жизнь в удовольствие», 1988
Ясумаса Моримура
Он — и Ван Гог, и Мэрилин, и Фрида, и Хепберн. Он — игра с западными образами власти и культуры, которые после Хиросимы Япония ощущает особенно остро. Сам Моримура избегает определений «фотограф» или «художник», предпочитая всеобъемлющее — артист. Его искусство должно веселить, хотя юмор у него многослоен, а шутки зачастую окрашены в черный.
«Портрет (Ван Гог)», 1985, «Автопортрет в образе Джексона Поллока», 2010, Моримура – еще один выпускник Киотского университета искусств. В 1985 году создал свой первый авангардный автопортрет по мотивам Ван Гога. Через переодевание он задает главный вопрос: где границы «я»? Память, желание, власть образа — всё оказывается условным. Его работы исследуют постколониализм, западный взгляд на Азию как на нечто «женственное», заигрывая с теорией Хофстеде о делении культур на маскулинные и феминные. В этой игре самоопределение никогда не достигает конечной точки.
«Современная Олимпия 2018», 2018
Нара Йошимото
Послевоенный ребёнок Нара играет с животными и порой понимает их лучше, чем сверстников. На улице — 1960-е, Япония оправляется от последствий войны усилиями его родителей и родителей других детей. Нара Йошимото почти не видит маму и папу — пока они на работе, он созерцает мир детским, наивным взглядом, в глубине которого — проблеск обиды за одиночество и тупая боль от непонимания.
«Раненый кот ночью», 1993 и «Без названия», 2006 Такими стали и работы одного из самых узнаваемых японских художников, учившегося искусству в Японии и Германии, — дети, словно сошедшие со страниц манги, будь её рисовали в эпоху Эдо. Они прячут ножи за спиной, заклеивают глаза — потому что одного «зеркала души» достаточно, — и злятся по-детски, а потому быстро прощают взрослую жестокость, несправедливость и жажду вершить судьбы.
«Раненый», 2014, «Пропавший без вести», 1999, «Извините, забыл нарисовать глаз»
Яей Кусама
Злые языки радостно твердят, что её искусство — подтверждение связи творчества и психиатрии. Те, кто смотрят глубже, видят в ее точках и зеркалах попытку раствориться, критику институционализма и феминистский манифест. В 10 лет она начала рисовать — именно тогда к ней пришли первые галлюцинации, которые станут топливом для творчества.
«Комната бесконечных зеркал», 1965Серия I like Myself и Horse Play, конец 1960-х Она сбежала в Нью-Йорк в 1958 и начала с монохромных полотен. К 1960-м она уже создавала все: от скульптур до хэппенингов, от моды до кино. В 1969-м основала Kusama Enterprises, штампуя сумки, платья и даже машины в горошек — её фирменный код бесконечности. После возвращения в Японию в 1973 году Кусама добровольно поселяется в психиатрической клинике, где продолжает творить по сей день. Ее выставка KUSAMATRIX в токийском Mori Museum собрала 520 000 посетителей. А коллаборация с Louis Vuitton под эгидой Марка Джейкобса в 2012 разнесла ее культовые точки по всему миру — теперь они украшали не только музейные залы, но и улицы городов.
«Комната бесконечных зеркал – Танцующие огни, улетевшие во Вселенную», 2019
Источник фотографий: MoMa, Tate, The Guggenheim Museum, Kazuo Fukunaga, Lurhyg Augustine, Yoshimoto Nara The Works, Yayoi Kusama Studio, Inc.