29 сентября 2001 | Мария Ушакова
Как устроен Фонд поддержки и развития современного искусства MaxArt: интервью с его сооснователем и главный куратором Полиной Могилиной
Фонд поддержки и развития современного искусства MaxArt отмечает первый день рождения. Только год назад он заявил о своем открытии подземной выставкой, а сейчас уже выделяет гранты и во второй раз открывает двери собственной арт-резиденции для молодых художников. U magazine встретился с командой фонда и его резидентами, чтобы зарядиться творческой энергией и чуть заглянуть в будущее
Май 2021-го. Москва, метро «Новокузнецкая». На глубине 43 метров, в музее современной фортификации «Бункер 703», расположились картины и инсталляции тридцати современных художников. Это Hidden Places, одна из крупнейших на сегодняшний день российских site-specific-выставок. Такой формат подразумевает тесное взаимодействие автора с контекстом и создание работ, призванных существовать в каком-то определенном месте. Именно на предметноориентированном искусстве собираются делать акцент основатели нового Фонда MaxArt предприниматель Максим Агаджанов, художница Евгения Воронова и куратор Полина Могилина. Hidden Places — их первый проект.
Май 2022-го. Санкт-Петербург, Литейный проспект. Бывший княжеский особняк XIX века, с помощью картин и видеоарта погрузившийся в полуфантастическую тревожную атмосферу. Здесь проходит вторая выставка фонда — «Монстры под кроватью», — про трансформацию детских страхов и травм. MaxArt — уже узнаваемый бренд и серьезная культурная институция, заявившая о себе на Коми-биеннале и ярмарке современного искусства blazar. Ее цель, помимо организации site-specific-проектов, — поддержка начинающих художников и предоставление им площадки для развития. Одним из главных достижений фонда его основатели считают открытие художественных резиденций, где авторы могут сконцентрироваться на реализации своих проектов, расширить кругозор и выстроить нетворкинг в арт-сообществе. Попасть в резиденцию могут только пять человек: их отбирает приглашенное жюри. Каждому участнику фонд выделяет стипендию, обеспечивает питание и организует рабочее место в мастерских. Работа длится пять месяцев, после чего по одному произведению от каждого резидента отправляется в коллекцию MaxArt, а сами художники получают возможность продемонстрировать свои проекты коллекционерам, кураторам и друзьям фонда. Первая резиденция — rhIZOme — открылась в декабре. Сейчас там работает уже второй набор участников, и трое из них — Серафима Сажина, Егор Корягин и Полина Шкапина — вместе со своими наставниками делятся с нами размышлениями о будущих проектах и современном искусстве.
Полина Могилина
Искусствовед, сооснователь и главный куратор Фонда MaxArt
«Я работаю в сфере искусства уже больше 15 лет, но мой путь начался не с современного искусства, а с отдела старых мастеров в Пушкинском музее. Там я проработала девять лет, занимаясь голландской живописью XVII века. В современное искусство перешла шесть лет назад, когда мне предложили стать куратором галереи “Триумф”. Этот переход стал своеобразным кувырком в воздухе, буквально пришлось начать жизнь заново, но я очень рада, что так произошло.
За шесть лет работы куратором в “Триумфе” и год в качестве сооснователя и главного куратора Фонда MaxArt я сделала уже более 40 проектов. Главное, что отличает работу в актуальном искусстве, — это непосредственная коммуникация с художниками, взаимный обмен энергией и очень тесное сотрудничество по проектам. Начинать знакомство с современным искусством лучше всего с прямого визуального контакта с произведениями. Можно сколько угодно листать картинки в интернете, читать каталоги и книги, но невозможно погрузиться в произведение, выстроить с ним диалог, если ты его не видишь вживую. Поэтому надо ходить в музеи, галереи и выставочные пространства как можно чаще и смотреть как можно больше.
Человеку, который только начинает погружение в эту тему, зачастую очень сложно преодолеть так называемую вкусовщину и тотальное непонимание того, что и зачем делают художники. Но когда момент первого сопротивления и отторжения преодолевается, приходят и понимание, и восхищение. Потом уже можно ходить на лекции, слушать искусствоведческие курсы, но помнить при этом, что всецело полагаться на чужое мнение не стоит. Важно составить собственное впечатление, и тогда это будет по-настоящему интимное и глубокое переживание, уникальный опыт, который перевернет вашу жизнь».
Как устроен Фонд поддержки и развития современного искусства MaxArt: интервью с художницей Серафимой Сажиной Читать
Как устроен Фонд поддержки и развития современного искусства MaxArt: интервью с художником Егором Корягиным Читать
Как устроен Фонд поддержки и развития современного искусства MaxArt: интервью с художницей Полиной Шкапиной Читать
Источник фотографий: Пресс-материалы
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess