14 ноября 2023
Фильм-опера «Пиковая дама» вышел в широкий кинопрокат
Кинокартина снята Музыкальным театром «Геликон-опера» и телеканалом «Россия-Культура» для показа на большом экране. Это первый фильм-опера, сделанный в стране за много лет. Последний опыт был в конце 1980-х годов: телефильм «Риголетто» по одному из наиболее известных произведений Джузеппе Верди
Премьерой в кинотеатре «Октябрь» фильма-оперы «Пиковая дама» открылся всероссийский проект «Театр в кино», задуманный и реализованный телеканалом «Россия-Культура» и дистрибуторской компанией «ИНО.АРТ.ПРО» для трансляции на больших экранах лучших театральных постановок, поддержан министерством культуры и многими российскими театрами. Девиз проекта: "Театр становится ближе, театр становится доступнее". Спектакли увидят жители более 50 городов страны.
Режиссeр и художественный руководитель театра «Геликон» Дмитрий Бертман для первого эксперимента по представлению жанра оперы на большом экране выбрал одно из самых мистических произведений мирового репертуара — «Пиковую даму» П. И. Чайковского.
«Я поставил около 180 спектаклей в своей жизни, и из них 8 постановок "Пиковой дамы” в разных театрах мира. И я разные решения пробовал. Снять спектакль — очень сложно, хотя он очень сильно воздействует и имеет успех у публики в театре. Но у нас была сверхзадача: сделать "Пиковую даму” не телевизионной съемкой, а именно художественным фильмом», — рассказывает режиссер, генеральный директор, художественный руководитель Музыкального театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман.
«Уникальность нашего события еще и в том, что, понимая значимость проекта, почти все ведущие СМИ объединились вопреки корпоративным традициям и правилам, открыв для нас все свои возможности для поддержки и продвижения для того, чтобы все жители страны могли бы насладиться оперой и нашими спектаклями», — добавляет генеральный продюсер театра «Геликон-опера» Эдуард Мусаханянц. «Пиковую даму» в Москве поддержали 19 столичных радиостанций и 7 федеральных телеканалов, а благодаря компании LBL все значимые медиа фасады столицы были украшены афишей фильма.
Народный артист России Николай Цискаридзе прокомментировал премьеру: «Я получаю разные письма за все время, что являюсь артистом, и мне часто признаются, как люди мечтают попасть на спектакль, и лишь благодаря телевизору и могут увидеть балет и услышать оперу. Поэтому эта премьера так важна».
Всех персонажей оперы Чайковского играют артисты театра «Геликон». И это была непростая задача — показать не только вокальные таланты, но и драматические.
«Кино — совершенно какой-то фантастический вид искусства, — призналась солистка театра "Геликон-опера" Елена Михайленко, выступившая на экране в роли Лизы — И когда ты об этом слышишь со стороны, то уже поражаешься всем этим возможностям, но, когда ты в этом участвуешь, просто погружаешься в иной мир».
Предметы интерьера, задействованные в картине, — не случайный реквизит. Практически у каждой вещи — своя история: веер в руках Лизы принадлежал Галине Вишневской, а мебель — Ирине Архиповой и Елене Образцовой. Главным же и единственным местом съемок фильма стал сам театр «Геликон». На 10 дней в августе этого года он остановил работу, и легендарный особняк княгини Шаховской-Глебовой-Стрешневой перевоплотился в огромный съемочный павильон.
Создателей фильма консультировал Владимир Федосеев, народный артист СССР, главный приглашенный дирижер Музыкального театра «Геликон-опера». Он давал советы, делился знаниями, интересными историческими фактами. Владимир Федосеев считает, что, даже если убрать из оперы текст, музыкой будет все сказано: «Гениальная музыка, она связана с движением. Музыка может существовать совершенно самостоятельно и без движения актеров».
Тогда Петр Ильич Чайковский лично вносил правки в партитуру. Его записи нашли в Клину и они легли в основу кинопостановки. Музыкальное сопровождение к фильму записали в студии киноконцерна «Мосфильм».
Кинопремьеру «Пиковой дамы», снятой «Геликон-оперой», пришел почтить своим вниманием почти весь коллектив театра, а также многие коллеги по цеху, почитатели оперы из мира кино, моды и медиа. Просмотр фильма сопровождался искренними аплодисментами после каждой блестяще исполненной арии.
Режиссeр и художественный руководитель театра «Геликон» Дмитрий Бертман для первого эксперимента по представлению жанра оперы на большом экране выбрал одно из самых мистических произведений мирового репертуара — «Пиковую даму» П. И. Чайковского.
«Я поставил около 180 спектаклей в своей жизни, и из них 8 постановок "Пиковой дамы” в разных театрах мира. И я разные решения пробовал. Снять спектакль — очень сложно, хотя он очень сильно воздействует и имеет успех у публики в театре. Но у нас была сверхзадача: сделать "Пиковую даму” не телевизионной съемкой, а именно художественным фильмом», — рассказывает режиссер, генеральный директор, художественный руководитель Музыкального театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман.
«Уникальность нашего события еще и в том, что, понимая значимость проекта, почти все ведущие СМИ объединились вопреки корпоративным традициям и правилам, открыв для нас все свои возможности для поддержки и продвижения для того, чтобы все жители страны могли бы насладиться оперой и нашими спектаклями», — добавляет генеральный продюсер театра «Геликон-опера» Эдуард Мусаханянц. «Пиковую даму» в Москве поддержали 19 столичных радиостанций и 7 федеральных телеканалов, а благодаря компании LBL все значимые медиа фасады столицы были украшены афишей фильма.
Народный артист России Николай Цискаридзе прокомментировал премьеру: «Я получаю разные письма за все время, что являюсь артистом, и мне часто признаются, как люди мечтают попасть на спектакль, и лишь благодаря телевизору и могут увидеть балет и услышать оперу. Поэтому эта премьера так важна».
Всех персонажей оперы Чайковского играют артисты театра «Геликон». И это была непростая задача — показать не только вокальные таланты, но и драматические.
«Кино — совершенно какой-то фантастический вид искусства, — призналась солистка театра "Геликон-опера" Елена Михайленко, выступившая на экране в роли Лизы — И когда ты об этом слышишь со стороны, то уже поражаешься всем этим возможностям, но, когда ты в этом участвуешь, просто погружаешься в иной мир».
Предметы интерьера, задействованные в картине, — не случайный реквизит. Практически у каждой вещи — своя история: веер в руках Лизы принадлежал Галине Вишневской, а мебель — Ирине Архиповой и Елене Образцовой. Главным же и единственным местом съемок фильма стал сам театр «Геликон». На 10 дней в августе этого года он остановил работу, и легендарный особняк княгини Шаховской-Глебовой-Стрешневой перевоплотился в огромный съемочный павильон.
Создателей фильма консультировал Владимир Федосеев, народный артист СССР, главный приглашенный дирижер Музыкального театра «Геликон-опера». Он давал советы, делился знаниями, интересными историческими фактами. Владимир Федосеев считает, что, даже если убрать из оперы текст, музыкой будет все сказано: «Гениальная музыка, она связана с движением. Музыка может существовать совершенно самостоятельно и без движения актеров».
Тогда Петр Ильич Чайковский лично вносил правки в партитуру. Его записи нашли в Клину и они легли в основу кинопостановки. Музыкальное сопровождение к фильму записали в студии киноконцерна «Мосфильм».
Кинопремьеру «Пиковой дамы», снятой «Геликон-оперой», пришел почтить своим вниманием почти весь коллектив театра, а также многие коллеги по цеху, почитатели оперы из мира кино, моды и медиа. Просмотр фильма сопровождался искренними аплодисментами после каждой блестяще исполненной арии.
Источник фотографий: ИЛЬЯ ДЕВИН
Ваш бонус Скидка дня: –20% на Guess